• Презентация на тему гнев и агрессия. Агрессия

    1. . Агрессия и агрессивное поведение.1. . АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОЕ
    ПОВЕДЕНИЕ.
    Агрессия
    – деструктивное
    поведение, противоречащее
    нормам и правилам поведения
    людей в обществе, наносящее
    вред объектам нападения.

    В переводе с латинского языка "агрессия"
    означает "нападение".
    В настоящее время термин "агрессия"
    употребляется чрезвычайно широко.
    Данный феномен связывают с:
    1. негативными эмоциями (например,
    гневом)
    2. негативными мотивами (например,
    стремлением навредить)
    3. негативными установками (например,
    расовыми предубеждениями) и
    разрушительными действиями.

    Целью агрессии может быть:
    причинение страдания (вреда)
    жертве (враждебная агрессия)
    использование агрессии как способа
    достижения иной цели
    (инструментальная агрессия).

    Агрессия бывает направлена на:
    внешние объекты (людей или предметы)
    себя (тело или личность).
    Негативное отношение к себе, достигшее
    крайней степени называют аутоагрессией.
    Особую опасность для общества
    представляет агрессия, направленная на
    других людей.

    Агрессивное поведение личности

    АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
    Агрессия (с лат. «нападение») –
    деструктивное поведение, противоречащее
    нормам и правилам поведения людей в
    обществе, наносящее вред объектам нападения
    (физический и психологический)
    Аутоагрессия – негативное отношение к себе,
    достигшее крайней степени. Это
    самообвинения с безмерным преувеличением
    своей вины, крайне негативная самооценка,
    мысли о самоубийстве и суицидальные
    действия
    Суицид – (самоубийство) осознанное лишение
    человеком себя жизни

    Сущность конструктивной агрессии

    СУЩНОСТЬ КОНСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ
    Неотъемлемая динамическая характеристика
    личности, соответствующая жизненным
    интересам человека
    Признак адаптивности личности, возможности
    выживания и безопасности
    Необходимое социально приемлемое качество
    Отсутствие агрессивности приводит к
    податливости, ведомости, комфортности,
    пассивности поведения.
    Агрессивные реакции часто ситуативны и имеют
    рационально-избирательную направленность.

    Сущность деструктивной агрессии

    СУЩНОСТЬ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ
    Несет в себе потенциал разрушения,
    враждебности, злобности, жестокости
    Нанесение вреда (физического,
    психологического) другим людям
    Посягательство на права и свободы других
    людей
    Самоутверждение за счет другого
    Страх за свою жизнь, безопасность, зависть,
    корысть
    Удовлетворение влечения к жестокости

    Теории агрессивности

    ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ
    Теория влечений
    2. Фрустрационная
    3. Теория социального
    научения
    1.

    Жизненно важные потребности личности

    ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
    ЛИЧНОСТИ
    Потребность в самоактуализации
    Потребность в, любви, заботе окружающих,
    самоуважении
    Потребность в принадлежности к группе
    Потребность в психологической безопасности
    Физиологические потребности (низшие)

    Формы агрессии

    ФОРМЫ АГРЕССИИ
    1.Физическая агрессия – использование
    физической силы против другого лица
    2. Вербальная агрессия – выражение
    негативных чувств как через форму (крик, визг
    и др.), так и через содержание словесных
    реакций (угрозы, проклятия, ругань и др.)
    3. Косвенная агрессия
    А) окольным путем направлена на другое лицо
    (сплетни, злобные шутки, сарказм и др.)
    Б) ни на кого не направлена (топанье ногами,
    битье кулаками по столу и др.)

    Формы агрессии

    ФОРМЫ АГРЕССИИ
    4. Склонность к раздражению – готовность при
    малейшем возбуждении к проявлению
    вспыльчивости, грубости
    5. Негативизм – оппозиционная форма
    поведения (от пассивного сопротивления до
    активной борьбы)
    6. Подозрительность – недоверие и
    осторожность по отношению к людям,
    основанные на убеждении, что окружающие
    намерены причинить вред

    Развитие агрессивности в детском и подростковом возрасте

    РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ
    И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    Защитная агрессия: истоки, показатели
    Деструктивная агрессия: истоки,
    показатели
    Демонстративная агрессия: истоки,
    показатели

    Ситуативные предпосылки агрессивности

    СИТУАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
    АГРЕССИВНОСТИ
    Присутствие и оценка других людей
    Намеренность агрессии (эмоциональная
    реакция на планируемое насилие)
    Восприятие агрессии (катарсический эффект
    или научение)
    Желание возмездия (агрессия как акт
    возмездия за агрессивное поведение другого)

    Наиболее привычными проявлениями
    агрессии считаются:
    Конфликтность;
    Злословие;
    Давление;
    Принуждение;
    Негативное оценивание;
    Угрозы или применение физической силы.
    Скрытые формы агрессии выражаются в:
    уходе от контактов;
    бездействии с целью навредить кому-то;
    причинении вреда себе и самоубийстве.

    Внутренними репрезентациями агрессии могут
    быть:
    Идеи;
    Фантазии;
    Аффекты.
    Например, человек может вынашивать идею
    насилия над кем-то, он может расправляться с
    обидчиком лишь в своих Фантазиях или
    испытывать сильный аффект.

    Агрессивное влечение может проявляться через
    различные агрессивные аффекты, такие, как (в
    порядке усиления интенсивности и глубины):
    Раздражение;
    Зависть;
    Отвращение;
    Злость;
    Нетерпимость;
    Неистовство;
    Ярость;
    Бешенство;
    Ненависть.

    Одним из наиболее интенсивных и сложных
    агрессивных аффектов, несомненно, выступает
    ненависть.
    Важнейшей целью человека, захваченного
    ненавистью, является уничтожение объекта
    агрессии.
    При определенных условиях ненависть и
    желание мести могут неадекватно
    усиливаться. Если они становятся стабильной
    характерологической установкой, можно
    говорить о достижении уровня психопатологии
    характера.

    2. Условия формирования агрессивного поведения личности.

    2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
    АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
    В появлении агрессивного поведения
    участвуют многие факторы, такие как:
    Возраст;
    Индивидуальные особенности;
    Внешние физические и социальные условия.
    Решающую роль в формировании агрессивного
    поведения личности, по мнению большинства
    исследователей данного вопроса, играет ее
    непосредственное социальное окружение.

    Характер
    агрессивного поведения во
    многом определяется возрастными
    особенностями человека.
    Каждый возрастной этап имеет
    специфическую ситуацию развития и
    выдвигает определенные требования к
    личности. Адаптация к возрастным
    требованиям нередко сопровождается
    различными проявлениями
    агрессивного поведения.

    В самом раннем возрасте дети демонстрируют
    агрессию:
    если часто, громко и требовательно плачут;
    если у них отсутствует улыбка;
    если они не вступают в контакт.
    Адаптируясь к требованиям детского сада,
    малыши могут:
    Обзываться;
    Щипаться;
    Плеваться;
    Драться;
    Кусаться.
    Причем эти действия совершаются, что
    называется, "без разбора" - импульсивно,
    неосознанно и открыто.

    В младшем школьном возрасте агрессия чаще
    проявляется по отношению к более слабым
    ("выбранной жертве") ученикам в форме
    насмешек, давления, ругательств, драк.
    В подростковом возрасте является его
    зависимость от группы сверстников на фоне
    крушения авторитета взрослых. В данном
    возрасте быть агрессивным часто означает
    "казаться или быть сильным".

    У взрослых людей проявления агрессивного
    поведения более разнообразны, поскольку
    определяются преимущественно их
    индивидуальными особенностями.
    В качестве индивидуально-личностных
    характеристик, потенцирующих агрессивное
    поведение, обычно рассматривают такие черты, как:
    Боязнь общественного неодобрения,
    Раздражительность,
    Подозрительность,
    Предрассудки,
    Склонность испытывать чувство стыда вместо вины.

    Можно говорить об особой категории людей экстремистах, проявляющих агрессию либо
    крайне часто, либо в крайних формах.
    Экстремисты, в свою очередь, отчетливо
    подразделяются на две группы:
    1. со сниженным самоконтролем (склонны к
    постоянному проявлению агрессии);
    2. повышенным самоконтролем (способны
    длительно воздерживаться даже от сильных
    провокаций, но проявлять крайние формы
    агрессии).

    На становление агрессивного поведения ребенка
    влияют различные семейные факторы:
    Низкая степень сплоченности семьи;
    Конфликтность;
    Недостаточная близость между родителями и
    ребенком;
    Неблагоприятные взаимоотношения между детьми;
    Неадекватный стиль семейного воспитания.

    Например, родители, применяющие крайне
    суровые наказания, использующие чрезмерный
    контроль (гиперопека) или, напротив, не
    контролирующие занятия своих детей
    (гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и
    непослушанием своих детей.
    Также существует мнение, что выраженное
    негативное влияние на ребенка оказывает
    агрессия отца по отношение к матери (физическое
    насилие или явное моральное унижение).

    3. Агрессия и делинквентное поведение.

    3. АГРЕССИЯ И ДЕЛИНКВЕНТНОЕ
    ПОВЕДЕНИЕ.
    Агрессивное поведение, достигающее уровня
    нарушения законов, прежде всего может быть
    следствием подражания (в качестве образцов
    для подражания могут выступать
    родственники, сверстники, другие значимые
    люди).
    Особую роль в поддержании агрессивного
    поведения играет делинквентная субкультура.
    Асоциальная группа, банда, места лишения
    свободы формируют устойчивое агрессивное
    поведение.

    В других случаях агрессивное противоправное
    поведение может быть невротически
    обусловлено (если оно мотивируется сильной
    тревогой и неосознаваемым чувством вины).
    Склонность к противозаконным действиям
    также наблюдается в случае антисоциальной
    направленности личности, для которой
    враждебное отношение к другим людям
    является стилем жизни.

    Отдельную (немногочисленную)
    группу правонарушителей составляют
    также те психотические больные,
    болезненное состояние которых
    сопровождается неожиданными
    немотивированными взрывами
    агрессии (что редко бывает связано с их
    устойчивой антиобщественной
    направленностью).

    Особый случай агрессивности представляют
    серийные и внешне почти не мотивированные
    противоправные действия.
    Они носят характер злобной разрушительности
    и садистской жестокости, возникают внезапно и
    неожиданно для окружающих и близких людей.
    Такая форма агрессии не имеет явных
    биологических или экономических причин и
    составляет реальную проблему человечеств.а

    Агрессивные подростки, нарушающие
    законы, не доверяют окружающим,
    избегают ситуаций, в которых могут
    оказаться в эмоциональной зависимости.
    Они менее доброжелательно относятся к
    сверстникам, часто смешивают секс и
    агрессию, практически не чувствуют вины
    за агрессивное поведение.
    Тем не менее в условиях жестко
    регламентированного внешнего контроля
    (заключения) они нередко чувствуют себя
    комфортно, порой даже более, чем на
    свободе.

    Таким образом, агрессивность и
    делинквентность оказываются тесно
    связаны.
    Агрессивное асоциальное поведение в целом
    вызывает устойчивое негативное отношение
    общества и является серьезным барьером
    между личностью и окружающими ее
    людьми.

    Завершая данную тему, следует подчеркнуть,
    что:
    агрессия присутствует в самых разнообразных
    формах человеческого существования.
    Все основные виды отклоняющегося поведения
    личности - делинквентное, зависимое и
    суицидальное, - безусловно, можно
    рассматривать как поведение разрушительное
    по своей сути, различающееся лишь по форме
    и направленности агрессивных действий вовне или вовнутрь.

    Агрессия. Агрессивный ребенок. Агрессивность. Агрессивные дети. Агрессия подростков. Агрессивность детей. Агрессия детей. Агрессия у детей. Агрессия в отношениях. Детская агрессия. Особенности агрессии. Агрессия у младших школьников. Причины и последствия детской агрессии. Как не стать жертвой агрессии. Детская агрессивность и её причины.

    Агрессивные дети: причины и последствия детской агрессии. Профилактика детской агрессивности. Класс без агрессии. Детская жестокость и агрессия, их профилактика. Агрессия детей: её причины и предупреждение. Агрессия в естественных условиях. Типы агрессии у детей и способы построения отношений. Детская агрессия: причины, способы проявления, профилактика.

    Агрессия и насилие в мире взрослых и детей. Способы преодоления агрессии у младших школьников. Психологическое айкидо или управление чужой агрессией. Подростковая жестокость, агрессия: конфликты между группой и личностью. Переживание, агрессия, отвержение. Мой особенный ребенок Детская агрессивность. Способы предупреждения агрессии в работе с подростками.

    Социальные и клинические факторы агрессивного поведения женщин-жертв внутрисемейного насилия. Формирование навыков альтернативы агрессии как одной из социальных компетенций методом проектов. Сущность и виды информационного воздействия: информационная пропаганда, информационная агрессия, информационная война.

    Агрессия. Причины и последствия. Коррекция конфликтности помощью игр.

    Агрессия

    Слайдов: 13 Слов: 368 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Что такое агрессия? Инструментальная агрессия проявляется для достижения определённой цели. К агрессии больше всего склонны мальчики. Агрессивность входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование учащихся по проблеме в классе. - Агрессия.ppt

    Детская агрессия

    Слайдов: 10 Слов: 404 Звуков: 0 Эффектов: 46

    Детская агрессия. Какого ребенка можно назвать агрессивным? Часто нападает на других детей. Перекладывают свою вину на других. В окружающих видят угрозу, обиду. Часто испытывают негативные эмоции. 1. Чтобы привлечь внимание к себе. 2. Для защиты от явной угрозы. 3. Чтобы отомстить обидчику. 4. Желание утвердить своё превосходство. 5. Стремление унизить другого ребёнка. 6. Не боятся быть наказанными. Откуда берутся маленькие агрессоры? Черты личности наследуются от родителей и далёких предков. Влияние окружающего мира (семья, друзья, телевизор, компьютер). Не вполне подходящие условия воспитания. - Детская агрессия.ppt

    Речевая агрессия

    Слайдов: 16 Слов: 1503 Звуков: 0 Эффектов: 76

    Презентация Тема: Речевая агрессия в современной логосфере. Оглавление. Понятие речевой агрессии. Отношение общества к речевой агрессии. Ситуация речевой агрессии. Важнейшие формы речевой агрессии. Культуроспецифичность проявлений речевой агрессии. Сферы бытования речевой агрессии. Заключение. - Речевая агрессия.pps

    Агрессивный ребёнок

    Слайдов: 43 Слов: 2012 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Агрессивный ребенок. Семейные причины. Враждебность со стороны родителей. Разрушение эмоциональных связей в семье. Неуважение к личности ребенка. Чрезмерный контроль. Жестокий характер матери. Запрет на физическую активность. Отказ в праве на личную свободу. Личные причины. Неуверенность в собственной безопасности. Личный отрицательный опыт. Эмоциональная нестабильность. Недовольство собой. Повышенная раздражительность. Чувство вины. Ситуативные причины. Влияние продуктов питания. Влияние шума. Тип темперамента. Социально-биологические причины. Физическая агрессия. Косвенная агрессия. - Агрессивный ребёнок.ppt

    Агрессивное поведение

    Слайдов: 32 Слов: 1712 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Агрессия и агрессивность. Агрессивное поведение ребенка. Анкета «Признаки агрессивности». Легко ссорится, вступает в драку 11. Старается общаться с младшими и физически более слабыми 12. Особенности личностных характеристик агрессивных детей. Односторонняя самооценка (максимально положительная или максимально отрицательная) 11. Повышенная тревожность 12. Страх перед широкими социальными контактами 13. Эгоцентризм 14. Неумение находить выход из трудных ситуаций 15. Преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Агрессивные действия выступают в качестве: - Агрессивное поведение.ppt

    Детская агрессивность

    Слайдов: 7 Слов: 225 Звуков: 0 Эффектов: 5

    Вопросы для обсуждения: Причины проявления жестокости и агрессивности детей. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. Пути преодоления агрессивности ребенка. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Способы борьбы с гневом: Памятка и рекомендации по вопросам воспитания: Учитесь слушать и слышать своего ребенка. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка. - Детская агрессивность.ppt

    Подростковая агрессия

    Слайдов: 10 Слов: 1104 Звуков: 0 Эффектов: 0

    Подростковая агрессия. Агрессивное поведение. Особенности. Дети. Высокий уровень личной тревожности. Составляющие. Эмоциональные привязанности. Агрессивность ребенка. Напряжение в общении с подростком. Основные методы. - Подростковая агрессия.ppt

    Детская агрессия и агрессивность

    Слайдов: 32 Слов: 814 Звуков: 0 Эффектов: 1

    Детская агрессия. Агрессия. Агрессивность. Агрессивное поведение. Причины агрессии. Виды агрессии. Словесная (вербальная) агрессия. Косвенная агрессия. Неприятие детей родителями. Враждебность со стороны родителей. Разрушение эмоциональных связей. Неуважение к личности ребенка. Чрезмерный контроль. Запрет на физическую активность. Отказ в праве на личную свободу. Ожидание опасности. Неуверенность в собственной безопасности. Недостаток внимания. Эмоциональная нестабильность. Недовольство собой. Повышенная раздражительность. Чувство вины. Плохое самочувствие. Влияние продуктов питания. - Детская агрессия и агрессивность.ppt

    Агрессивное поведение подростков

    Слайдов: 13 Слов: 422 Звуков: 0 Эффектов: 17

    Агрессивное поведение подростков. Границы поведения. Профилактическая работа. Ребенок. Нарушение дисциплины в школе. Как наказывают учителя. За что ругают дома. Как наказывают родители. Наказание. Физическое насилие. Психологическое давление. Памятка родителям. - Агрессивное поведение подростков.pptx

    Профилактика агрессии

    Слайдов: 24 Слов: 429 Звуков: 0 Эффектов: 4

    Человек среди людей, или общество, в котором мы живем. Три несчастия человека. Старость - неотвратима. Смерть - неумолима. От плохих детей дом можно уберечь как от огня. Подросток успевает посмотреть сто тысяч сцен насилия. Единственное радикальное средство против экстремизма и жестокости. Гуманизм, человечность. Цель гуманизма. Воспитание людей, приобщенных к высотам человеческой культуры. Главный метод воспитания. Когда воздействует слово. Книга – это тоже слово. Воспитательная задача исключительной важности. В.Сухомлинский как руководитель детского чтения. Толерантность. -

    Слайд 2: Агрессия

    Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adgradi (где ad - на, gradus - шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами-родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед, развитие) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения»

    Слайд 3: Определения агрессии

    В психологическом словаре дается такое определение: «Агрессия - мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психологический дискомфорт, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности...» Исследователь агрессивного поведения Л. Берковец обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии заключается в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий: «Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем».

    Слайд 4: Общепринятое определение:

    «Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление и причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Из этого определения следует, что агрессию следует рассматривать, скорее, как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения.

    Слайд 5: Теории агрессии

    агрессивное поведение, как и любое другое социальное поведение, находится под контролем инстинктов (инстинктивная теория Мак Дугала). агрессия как выражение инстинкта смерти (психоаналитическая теория З. Фрейда) агрессивное поведение является реакцией, возникающей под действием специфических для каждого вида внешних или «знаковых» стимулов (этологическая теория К. Лоренца) агрессия представляется драйвом, порожденным фрустрацией (гипотезы фрустрации - агрессии Д. Долларда и Н. Миллера) теория социального научения (А. Бандура) когнитивно-поведенческая теория (Н. Новако).

    Слайд 6: «Зловещее очарование насилия» А.Гуггенбюль

    агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство (Г.Бреслав) А. Адлер видел в агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Для Ф. Перлза она представлялась не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира. К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд). Э. Фромм: «Механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван сохранять их жизненно важные интересы от угроз... Необходимо строго различать агрессию биологическую, адап­тивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни».

    Слайд 7: Г. Паренс разделяет два вида агрессии:

    Недеструктивная агрессия - настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в среде, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав. Враждебная деструктивность - злобное поведение, неприятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновидность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, получаемое от этого (садизм).



    Слайд 8: Роль культуры

    В социальной среде уровень агрессивности определяется степенью социализации и этнокультуральными нормами, требованиями, установками. Общее развитие цивилизации предполагает все большее ограничение агрессии нравственными и социальными рамками (хотя в жизни мы чаще наблюдаем противное). Как считает X. Хекхаузен, культура задает норму, определяет тип и частоту агрессивных форм поведения. Любая культура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять.

    Слайд 9: Агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий

    Это форма реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия выступают в качестве: - средства достижения какой-либо значимой цели; - способа психологической разрядки; - способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении.

    10

    Слайд 10: Провоцируют агрессивное поведение:

    Недостаточное развитие интеллекта; - сниженная самооценка; - низкий уровень самоконтроля; - неразвитость коммуникативных навыков; - повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.)

    11

    Слайд 11: Агрессия и агрессивность

    В современной психологии различают понятия «агрессия» и «агрессивность». Первое обычно рассматривают как отдельные действия, поступки, второе - как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. Лонгитюдные исследования показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.


    12

    Слайд 12: Классификация агрессивных проявлений

    Дихотомический способ деления: Инструментальная агрессия - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяют, в частности, Р. Бэрон и Д. Ричардсон. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда.

    13

    Слайд 13


    14

    Слайд 14: Э. Басс предлагает концептуальную рамку, включающую три оси: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая – непрямая


    15

    Слайд 15

    16

    Слайд 16: Разделение по направленности на объект:

    Гетероагрессия - направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. Аугоагрессия - направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания Разделение по причине появления: Реактивная агрессия - представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия - появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях)

    17

    Слайд 17: Разделение по целенаправленности:

    Инструментальная агрессия - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, стоматолог, удаляющий больной зуб, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и пр. Целевая (мотивационная) агрессия - выступает как заранее спланированное действие, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту: школьник, который обиделся на одноклассника и избил его, мужчина, специально нецензурно бранящий жену и пр. Разделение по открытости проявлений: Прямая агрессия - направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они доступны и проявление агрессии в их адрес безопасно): отец, придя с работы «не в духе», срывает злость на всей семье, непонятно за что; мать после конфликта с соседкой начинает практически без повода кричать на ребенка и пр.

    18

    Слайд 18: Разделение по форме проявления:

    Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

    19

    Слайд 19: Биологическая типология


    20

    Слайд 20: Агрессия вечна

    Сколько бы ни социализировался человек, уйти от своей биологической природы он не может, поскольку наделен огромной и устойчивой силой агрессии. Человек с агрессивностью ниже среднего рискует добиться в жизни меньше, чем он достоин. Полное отсутствие агрессивности граничит с апатией или бесхарактерностью, ибо означает отказ от борьбы «Любые человеческие отношения, даже если на первый взгляд они продиктованы позитивными чувствами, такими как любовь, дружба, кооперация, - это всегда более или менее выраженная борьба за власть, а, значит, в той или иной степени и проявление агрессии». «…искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно, и необходимо лишь добиваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходимости права и свободы человека». А.В. Хомич

    21

    Слайд 21: Очевидно, что человек – наиболее агрессивное и разрушительное существо на нашей планете. Д. Креч

    22

    Последний слайд презентации: Агрессия и агрессивное поведение

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    АГРЕССИЯ ВИДЫ. ФОРМЫ. ПРИЧИНЫ. Составила: Педагог-психолог ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» Руслана Викторовна Бусел Составила: Педагог-психолог ГКУ СО «ЦП ДОПР «Созвездие» (коррекционный)» Руслана Викторовна Бусел

    Американские психологи А. Басс и А. Дарки выделили пять видов агрессии:

    Вербальные агрессивные реакции А. Басс разделил на три типа: - отвержение – вербальная агрессивная реакция типа «иди прочь», «убирайся» и т.п.; - враждебные замечания типа «твое присутствие раздражает меня», «не выношу тебя» и т.п.; -критицизм, он может быть направлен не непосредственно против личности, а против принадлежащих личности предметов, одежды, выполняемой работы и т.п.

    Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные); явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия); вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение); прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты); враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда/ боли другому человеку – с иными целями); эго- синтонные (принимаемые личностью) – эго- дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью).

    Наиболее привычными, явными выражениями агрессивности, считаются: - злословие, -повышение тона и громкости голоса, -аффектация (бурное проявление негативных эмоций), -принуждение, -негативное оценивание, -оскорбление, -угрозы, -использование физической силы (кусание, царапание, удары), -применение оружия. Скрытые формы агрессивности выражаются в - уходе от контактов, -бездействии с целью навредить кому-то, -причинении вреда себе и самоубийстве.

    Агрессия может быть направлена: на окружающих людей (на врачей, педагогов, сверстников и т.д.); только на близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку); на животных (птиц, кошек, насекомых); на себя (свое тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей, отказа от еды); на внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества и т.п.); на символические и фантазийные (в форме серийных агрессивных рисунков, коллекционирования оружия, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).

    Агрессивность конкретной личности может дифференцироваться: 1. По степени личностной вовлеченности: ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию); агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); 2. По степени активности: пассивная агрессивность (в форме бездействия или отказа от чего-либо); активная агрессивность (в форме разрушительных или насильственных действий). 3. По эффективности: конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совпадению со стрессовыми ситуациями); деструктивность агрессивности (наносящей ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям). 4. По выраженности психопатологической составляющей: нормальное агрессивное состояния; агрессивность в рамках патологических реакций; агрессивность в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности); агрессивность в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, сумеречное расстройство сознания и др.

    Выделяют основные факторы, влияющие на формирование агрессивного поведения: а) стиль воспитания (гипер – и гипоопека); б) проявления агрессии в семье; в) повсеместная демонстрация сцен насилия; г) нестабильная социально-экономическая обстановка; д) индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.д.); е) социально-культурный статус окружения.

    Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессии ребенка играет среда и воспитание. Играет роль и характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия. Если значимые близкие ребёнка ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, часто проявляют негативизм в присутствии ребёнка, то наверняка у ребёнка, а в дальнейшем и у взрослого человека эти проявления станут постоянной чертой характера.

    Для тёплых слов не нужен повод, И ждать не нужно много лет. Дарите их в жару и в холод, С утра под вечер и в обед! БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!