• Развитие идет по спирали. История развивается по спирали? «чем выше кольца спирали друг от друга

    23 июня исполнилось 350 лет со дня рождения одного видного итальянского философа, который у нас известен не слишком хорошо, но который, тем не менее, оказал заметное влияние на весь ход развития мировой общественной мысли. Речь идёт о Джамбаттисте Вико (1668-1744), профессоре риторики Неаполитанского университета, авторе сочинения «Основание новой науки об общей природе наций» (1725), в котором им была сформулирована теория исторического круговорота .

    Истоки этой теории, утверждающей, что развитие общества (или сообществ, «цивилизаций») идёт «по кругу», закономерно и последовательно проходя фазы (воз)рождения, подъёма и упадка, уходят ещё в античные времена. Такого рода представления были присущи также и древним китайским историкам, а в исламском (арабском) мире с ними чётко выступил в XIV столетии тунисец Ибн Хальдун (1332-1406), разрабатывавший свою «науку о культуре». Но именно начиная с Дж. Вико, означенная теория начинает утверждаться в западноевропейской мысли; значение же её состоит в том, что она выступила исторически первой формой историзма в понимании общественной жизни, послужив основой для историзма французских просветителей и Гегеля, - а через последнего, через его философию истории, она, соответственно, повлияла и на становление марксизма, исторического материализма.

    Древние люди воспринимали человеческую историю лишь как несвязный хаос каких-то событий: смены монархов на троне, войн и восстаний и т. п. Однако уже у мыслителей древности возникла потребность внести в этот видимый хаос какую-то закономерность, некий «логос» (закон); и естественным был «перенос» ими на сферу явлений общества той цикличности движения, что воочию наблюдается человеком в природе: движение небесных тел по небосводу, смена времён года, круговорот воды и прочих веществ в природе. Природа регулярно, из года в год, возрождается, затем «цветёт и пахнет» и в итоге умирает, чтобы возродиться вновь, - это циклическое её движение служит основой цикличности всей хозяйственной деятельности человека, определяя его благополучие, и оттого оно отразилось в религиях мира, в культе умирающих и воскресающих божеств плодородия - «предтеч» Иисуса Христа.

    Необратимое развитие, эволюция неживой и живой природы не наблюдается человеком «своими глазами», на протяжении его жизни, при жизни одного или даже нескольких поколений людей; такое развитие «не поддаётся» непосредственно- чувственному восприятию, и к его пониманию можно прийти только в результате длительного развития комплекса естественных наук и всей человеческой практики. Совсем другое дело - цикличность, которая просто-таки «бросается в глаза»!

    Впрочем, уже в древности у людей возникли также и зачатки представлений о «линейности» развития общества. В приложении к обществу такие представления возникают как раз даже раньше, чем в приложении к природе. Во-первых, потому, что создаётся классовое, эксплуататорское общество, в котором люди труда, пусть и не осознавая себя как класс, остро ощущают нарастающую его несправедливость. Отсюда возникает их пессимистическое представление о регрессивном развитии человечества от благословенного «золотого века», когда не существовало никакого угнетения и все люди жили счастливо, к нынешнему жестокому «железному веку».

    Во-вторых, на хаос в головах древних людей накладывается свойственная им религиозность мышления. Вся мешанина событий в человеческом мире обусловлена вмешательством богов и борьбой между ними, но ежели бог один , и он всемогущ, всеблаг и всеведущ, то, значит, во всей этой мешанине имеется некий божественный план . Так возникают представления провиденциализма (исторический процесс как осуществление божественного замысла) - о задуманном и направляемым Господом движении человечества к «тысячелетнему царству Божьему на Земле» (хилиазм ).

    Как нетрудно увидеть, первое представление, в котором выражены смутные воспоминания человечества о первобытном коммунизме, сугубо реакционно (это такой себе «реакционный коммунизм») - ибо оно есть мечтание о возвращении к прошлому. Второе представление может показаться абсолютным мракобесием, но как раз под знамёнами хилиазма, соответствующих «ересей», выступали многие средневековые народные восстания против феодалов, в которых уже намечались элементы утопического коммунизма (как у Томаса Мюнцера). Так или иначе, путь к пониманию действительной диалектики общественного развития лежал скорее через представления о цикличности - и в этом деле велика заслуга Джамбаттисты Вико.

    К XVII - XVIII векам, когда он жил, уже сложились все предпосылки к тому, чтобы теория исторического круговорота могла быть создана в развитом её виде. И дело не только в том, что люди имели перед собою яркие примеры великих империй прошлого, прошедших через пик могущества к крушению, - прежде всего, пример Римской империи, после распада которой наступили Dark Ages («тёмные века»), сменившиеся затем Возрождением (как бы возрождением античности ). К таким воззрениям вело и развитие капитализма. До промышленных циклов дело ещё не дошло, но стихийное капиталистическое развитие обусловливало последовательную смену экономических лидеров в Европе: северо-итальянские торговые республики - Нидерланды - Англия; их смену, сопровождавшуюся упадком прежних лидеров.

    Дж. Вико жил в Италии - в стране, начавшей Возрождение и давшей первые капиталистические мануфактуры, но ко времени его жизни испытывавшей упадок экономики (да и культуры тоже), а в политике переживавшей засилье реакции. Должно быть, оттого именно в Италии могла столь остро ощущаться - и найти выражение в теории - цикличность общественного развития - да, в Италии, а не, скажем, в Англии, испытывавшей быстрый экономический подъём, проводившей колониальную экспансию и прошедшей через успешную буржуазную революцию.

    Джамбаттиста Вико был человеком незаурядным. Он вышел из небогатой семьи и долгое время в жизни испытывал материальные затруднения - ему довелось работать домашним учителем и даже писать под заказ стихи и речи. В молодости он бросил учёбу в иезуитской школе, поскольку его не удовлетворял уровень обучения в ней. Разносторонние знания он добыл путём самообразования - Вико блестяще знал древние языки, историю, философию и юриспруденцию, испытывал особенную любовь к античной и итальянской литературе - от Вергилия и Горация до Данте и Петрарки. Заслужив известность своими научными трудами и глубоким знанием языков, он сумел получить место в университете родного ему Неаполя. Но только лишь назначение его в 1735 году официальным историографом Неаполитанского королевства окончательно избавило Вико от каких-либо материальных проблем.

    Главный его труд 1725 года стал, если выражаться современным языком, бестселлером, он сделал Вико известным во всей Европе, но в то же время и вызвал оживлённую полемику, критику, на которую учёному приходилось отвечать. Надо учесть, что книга им была написана в тёмной и запутанной манере, что, видимо, во многом и вызвало непонимание. К тому же Вико решил написать труд своей жизни не на латыни, а на итальянском языке, вернее даже и не на итальянском - единый литературный итальянский язык как таковой к тому времени ещё не сложился, - а на неаполитанском наречии, что дополнительно затрудняло восприятие его идей.

    Суть теории Дж. Вико заключается в том, что каждый народ развивается по циклам, состоящим из трёх фаз: 1) божественная (отсутствие государства, общество подчинено жрецам); 2) героическая (аристократическое государство, монархия) и 3) человеческая (государство в форме республики или представительной монархии). А затем данное общество переживает кризис и распад , возвращаясь к первой фазе.

    В его теории обнаруживается ряд положительных моментов. Прежде всего, Дж. Вико утверждает объективность исторического процесса, большое значение при этом уделяя в нём деятельности людей, их борьбе за свои интересы, - хотя он и допускает деистическую уступку религии, состоящую в том, что, по его мнению, законы исторического развития установлены свыше «провидением», божеством.

    Законы исторического развития для всех народов и государств едины - Вико проводит принцип единства человечества , хотя основной исторический материал он черпает в истории Древнего Рима (что интересно, лишь историю Карфагена он рассматривал как исключение, не подчиняющееся его теории). Также он склонен исследовать каждое конкретное общество в целостности всех его сторон , включая экономику, социальные институты, религию, язык, право, мораль и всё прочее.

    В представлении Вико человеческая фаза развития общества стоит выше , чем божественная и героическая фазы, - в этом явно просматриваются стремление к освобождению науки и общества от диктата религии (на Дж. Вико большое влияние оказали Дж. Бруно и Г. Галилей) и ограниченный демократизм мыслителя. По сути, для Вико вершиной общественного развития является буржуазное общество. Однако оно оказывается не вечным - оно в итоге тоже распадается в результате нарастания анархии, злоупотребления людей свободами, так что общество «откатывается» к первобытной дикости. Вряд ли Вико - при том уровне развития капитализма, что имел место в его время в его стране, - мог «схватить» противоречия капитализма, ведущие буржуазное общество к гибели. Однако, возможно, на формирование его воззрений таки повлиял факт упадка его раздроблённой страны после блестящего её раннекапиталистического расцвета в предшествующую историческую эпоху.

    Во многом Дж. Вико предвосхитил и гораздо более поздние представления о классовой борьбе . Каждый переход от одной фазы развития к другой обусловлен ею и фактически представляет собой социальную революцию. Так, в «век богов» ведут борьбу «отцы семейств» с «домочадцами и слугами», и для обуздания вторых первые учреждают государство. Таким образом, Вико ещё и приходит к пониманию государства как органа господствующего класса для подавления угнетённых классов - и этим он стоит выше его английских и французских современников с их теорией общественного договора - как договора всех людей, заключённого якобы ими в их общих интересах для преодоления исходного состояния «войны всех против всех».

    На второй фазе развития происходит борьба феодалов с «простым народом», который в итоге и побеждает, устанавливая демократическую республику (или, по крайней мере, ограничивая власть государя). Этот строй, по учению Вико, основан на разуме, совести и долге; все имеют равные права, развиваются науки и ремёсла - а был выдающийся итальянец, заметим, горячим поборником науки и просвещения.

    Совершенно одностороннюю и ошибочную оценку учению Дж. Вико даёт, по-моему, Большая Советская Энциклопедия (2-е изд., т. 8, с. 53): «Теория круговорота Вико метафизична и реакционна, так как она изображает весь ход истории как некий замкнутый круг, а буржуазное общество рассматривает в качестве вершины общественного развития» . Оценивать прогрессивность или реакционного того или иного мыслителя нужно как раз с позиции его времени: то, что в наши дни является безусловно реакционным, могло быть вершиной прогрессивности мысли триста лет тому назад! В этом состоит конкретность истины - если прилагать этот основополагающий гносеологический принцип к истории философии и науки. А во времена Джамбаттисты Вико представление об истории, движущейся по кругу, было уже немалым шагом вперёд в осмыслении исторического процесса, равно как большой заслугой его являлось рассмотрение буржуазного общества в качестве прогрессивной ступени общественного развития, «вершины» из всех возможных на тот момент форм жизнеустройства - причём видя это из страны, где буржуазное развитие было задавлено феодально-католической реакцией ! В конце концов, не мог же Джамбаттиста Вико в его-то время проповедовать научный коммунизм!

    К статье про Дж. Вико в БСЭ прилагается литература : письмо Карла Маркса Фердинанду Лассалю от 28 апреля 1862 года (во 2-м издании Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса: том 30, с. 510-513). И как раз Маркс в указанном письме отмечает «немало проблесков гениальности» у Вико и очень рекомендует его «Новую науку» Ф. Лассалю (во французском переводе - ибо «С оригиналом ты вряд ли в состоянии будешь справиться, так как книга написана даже не на итальянском, а на очень замысловатом неаполитанском наречии» ; надо полагать, к слову, сам Маркс с этим наречием справился, что свидетельствует о его филологических способностях!).

    Будучи идеалистом, Вико даёт проблески самого настоящего исторического материализма; метафизически абсолютизируя при этом цикличность общественного развития, он развивает сложную диалектику отрицания отрицания в результате борьбы противоположных интересов групп людей. Да, он, бесспорно, противоречив - как противоречив практически любой крупный мыслитель, но противоречивость его в ходе дальнейшего развития общественной мысли принесёт ещё богатые плоды.

    Г. В. Ф. Гегель и Маркс, создав диалектику, снимают старое метафизическое противопоставление поступательного, необратимого развития и циклического движения: они утверждают развитие природы и общества по спирали . Цикл, таким образом, «раскручивается» в спираль, он превращается в момент поступательного развития - прогрессивного в целом развития, если мы говорим об обществе, но с возможными «возвращениями» и «откатами» назад, с движением порой «по кругу», - да, развития противоречивого , не сводимого к прямолинейному движению вперёд.

    Старая теория круговорота отразила действительную цикличность движения общества - просто она метафизически абсолютизировала этот момент движения.

    И с того самого момента, когда был понят действительный характер развития, теория исторического круговорота, в самом деле, становится теорией реакционной , направленной против общественного прогресса, она служит ныне защите интересов старых, отживших своё классов, желающих любой ценой сохранить господство. Им бы, разумеется, очень хотелось «отменить» движение вперёд, «свернуть» спираль в бесконечные и бесплодные циклы - и в 1991 году, когда первый, пробный цикл нового общества завершился поражением и возвратом к старым порядкам, это им показалось возможным. Более того, конец цикла они приняли за «конец истории»!

    Классическая реакционная теория исторического круговорота в наше время - в эпоху империализма: теория Освальда Шпенглера (1880-1936) - и как раз в этом году отмечается 100 лет со дня выхода в свет его знаменитой книги «Закат Европы».

    Шпенглер дописал и издал свой главный труд в самом конце Первой мировой войны - а войны за мировое господство он и считал одним из признаков увядания европейской цивилизации. Так или иначе, он, в общем-то, верно подметил первые признаки общего кризиса западного жизнеустройства - только он, понятное дело, не мог правильно объяснить причины этого, не мог осмыслить это явление как кризис и угасание буржуазного общества. Будучи идеалистом, он рассматривал явления культуры в отрыве от экономического базиса общества: «культура» (О. Шпенглер всего выделял восемь таких культур - от египетской до европейской), как некий замкнутый «организм», развивается по своим внутренним законам, за тысячу лет проходя цикл эволюции до превращения в противоположность - в «цивилизацию» .

    Сегодняшний Евросоюз - это и есть, по Освальду Шпенглеру, «цивилизация» под властью «евробюрократов», есть нечто бездушное, мертвящее, бесплодное; это технократическая рутина и механическая «работа», заменившая «геройские деяния» прошлого. В сегодняшнем Евросоюзе всё регламентировано тысячами стандартов, и там под внешним благополучием погребены, вытеснены потребительством и «масс-культурой» все истинные сокровища тысячелетней западноевропейской культуры.

    Кризис сегодняшней европейской цивилизации наиболее выпукло проявляется в демографической катастрофе и миграционном кризисе, рассорившем европейские элиты и безжалостно смахнувшем самодовольный налёт «европейских ценностей».

    Самое поразительное то, что Шпенглер в годы революции в России интуитивно предсказал - несмотря на неприятие им большевизма, который он позже сравнивал с ордами Чингисхана, - рождение новой, девятой культуры - «русско-сибирской» .

    Шпенглеровская концепция культурно-исторических циклов подменяет собой то понимание истории человеческого общества, которое исповедует марксизм: последовательное восхождение от одного способа производства к другому. Однако ведь на самом-то деле гибель шпенглеровских «культур» - это есть не что иное, как гибель определённых способов производства, в рамках которых выделенные О. Шпенглером культуры развивались. Греко-римская («аполлоновская») культура погибла вместе с античным рабовладением. Византийско-арабская («магическая») культура попросту не пережила кризиса феодальных отношений, подточившего Византию и арабские государства. Упадок европейской («фаустовской») культуры отражает общий кризис капитализма, который сильнее всего поражает ныне во все «болевые точки» именно «старые» капиталистические страны, страны Европы и «англо-саксонского мира». История каждого общественного строя представляет собой цикл : рождение, становление, подъём, расцвет, угасание и гибель - но только за этим циклом следует новый исторический цикл, цикл более прогрессивного способа производства и жизнеустройства. И эти мегациклы (внутри которых можно, безусловно, выделить более «мелкие» циклы развития отдельных стран и народов, их «культур») складываются в поступательное историческое движение общества.

    Признание прогрессивного поступательного развития общества - движения от одного общественного строя к другому, более высокому - отнюдь не «отменяет» цикличности развития общества - нужно только правильно понимать диалектику исторического развития , диалектику поступательности и цикличности, диалектику «линии» и «круга», складывающихся в «спираль». Более того, изучение объективно сущих циклов экономического, политического, культурного развития необходимо для понимания поступательного движения общества, человечества.

    Капитализму же чрезвычайно присуща цикличность движения - цикличность, носящая фундаментальный характер и проявляющаяся в сложном переплетении циклов различного «шага»; и наряду с «классическим» промышленным циклом, исчерпывающее объяснение которому дал К. Маркс, немалое значение имеют т. н. «длинные волны» Кондратьева . Отрицание теории Николая Кондратьева (1892-1938), пренебрежение ею в своё время в СССР как «антимарксистской лженаукой» обусловлены непониманием диалектики общественно-экономического развития - но, с другой стороны, её можно рассматривать только в контексте поступательного развития капитализма, иначе же легко скатиться к метафизической абсолютизации «длинных волн» и к превращению указанной теории в реакционную апологетику.

    Сам Николай Кондратьев был подвергнут в Советском Союзе репрессиям: после того как в 1926 году он изложил свою теорию в докладе, в 1928 году он был снят с должности директора института, в 1932 году - посажен за «антисоветскую деятельность», а в 1938-м - расстрелян. Видимо, в тогдашнем СССР, где многие ожидали близкий, скорый крах капитализма и видели его загнивающее развитие исключительно «линейно» и поступательно, очень не понравилась идея Кондратьева о цикличности - и в рамках её относительной «приспособляемости»! - капитализма.

    Но ведь именно неоднократное «возрождение» и усиление капитализма в определённые периоды, «волны» наступления глобальной реакции противоречат упрощённым представлениям о быстром неуклонном и необратимом «загнивании капитализма» - и тем самым они дискредитируют тот марксизм, что проповедуется его наиболее примитивными адептами. Развитие капитализма оказалось куда более сложным, чем многие марксисты себе его представляли; это очень живучий строй !

    Живучесть капитализма требует убедительного объяснения; идеологические же штампы про «загнивание капитализма» поднимаются на смех антикоммунистами и с радостью пережёвываются обывателями, которые видят лучшее опровержение «сказкам о загнивании» в сладких запахах, исходящих из переполненных товарами супермаркетов. Но если отбросить шутки: на наш взгляд, для того чтобы объяснить живучесть капитализма и понять пределы этой живучести, - для этого необходимо исследовать долговременную цикличность развития этого строя, смену периодов его ослабления и усиления, особенности каждого последующего «длинного» цикла - и, главное, связь экономических циклов с циклами, «волнами» классовой борьбы.

    По сути, все те фундаментальные тенденции развития капитализма, которые открыл Карл Маркс, реализуются циклически , в чередовании «повышательных» и «понижательных» фаз. Для примера: закон тенденции средней нормы прибыли к понижению - движение её носит сложный характер в рамках как «обычных» 10-летних (в среднем), так и длительных («кондратьевских») циклов. Короче, нельзя понять движение капитализма иначе, как изучая всё многообразие его цикличности.

    Теория Кондратьева остаётся спорной. В литературе можно встретить разные хронологические периодизации циклов, кто-то выделяет до настоящего времени пять циклов, а кто-то - всего четыре. «Длинные волны» выделяются не столь чётко, как циклы десятилетние. Чтобы их выделить, необходимо обрабатывать огромный массив эмпирического материала - и уже выбор его, наверное, неминуемо вызывает споры. Сам Н. Кондратьев исследовал такие показатели, как добыча угля и золота, выплавка чугуна и свинца, масштабы внешней торговли, индексы цен, движение государственных бумаг, заработная плата. Очевидно, что в наше время некоторые из этих показателей потеряли своё значение (выплавка чугуна и особенно свинца), но в то же время возникает необходимость анализировать другие показатели, связанные, в частности, с развитием вычислительной техники. Но тогда возникает вопрос: а корректно ли сравнивать разные эпохи, характеризующиеся разными показателями?

    Согласно той периодизации, которая мне представляется наиболее адекватной, сейчас мы находимся в самом конце «понижательной» фазы пятого «длинного» цикла (в «повышательной» фазе среднегодовые темпы экономического роста выше, чем в «понижательной»). Если это верно, то тогда в самом скором времени должен произойти ещё один циклический (в рамках «короткого» цикла) экономический кризис особенной силы (типа того, что случился в 2008-09 годах), а после него начнётся «повышательная» фаза, начнётся новый, шестой уже цикл Кондратьева. Одновременно нам обещают «четвёртую промышленную революцию» , которая в корне перевернёт промышленное производство и, вообще, жизнь человека.

    Такой сценарий дальнейшего развития подтвердил бы ту гипотезу о природе «длинных волн», согласно которой они обусловлены особенностями и масштабами накопления капитала в те или иные периоды, фазы движения капитализма. Причём речь здесь идёт не о количественной, а о качественной стороне накопления: не об объёмах капиталовложений как таковых, не о простом экстенсивном расширении производственных мощностей (строительство заводов, увеличение рабочих мест и т. д.), но именно о вложении капиталов в инновации , в принципиально новые средства производства и коммуникации, в машины и технологии, существенно повышающие производительность труда. Капитализм вовсе не развивает технику и технологии так охотно и быстро, как полагают его поборники, - на самом деле, он вкладывается в научно-технический прогресс, в инновации как бы «толчками» , «рывками», и это происходит только тогда, когда его «прижмёт», когда он уже просто не может иными путями, «работая по старинке», поддерживать приемлемую для него норму прибыли. В другие же периоды капитализм, напротив, задерживает научно-технический прогресс (особенно это касается монополистического капитализма!), проявляет себя как весьма инертная общественно-экономическая сила. Капитализм нуждается в периодических «толчках», они «оживляют» его, выводят из ступора.

    Ведь что мы имеем сейчас? Все последние десятилетия технический прогресс явно тормозился - простор ему дали разве лишь в сфере компьютеров и Интернета - да и то с акцентом на «развлекуху» и поддержку коммерции, но не на использование их в сфере материального производства, - ну, и ещё мобильной телефонии. А та же, скажем, робототехника стояла на месте, поскольку промышленность из развитых стран переносилась в страны «Третьего мира» с дешёвой рабочей силой, где роботов и другую продвинутую технику применять попросту невыгодно именно по причине дешевизны там рабочей силы. И лишь жесточайший экономический кризис 2008-09 годов, перешедший в длительную депрессию , дал, наконец, капиталистам стимул к внедрению, в общем-то, давно созданных уже машин и технологий - и они обещают нам теперь повсеместно поставить роботов и запустить беспилотные автомобили и поезда! А заодно обещают нам заменить изрядную массу «офисного планктона» и даже «“креативных” умников» «умными машинами», искусственным интеллектом!

    Вдобавок ко всему, вызванный экономическим кризисом глобальный военно-политический кризис дал мощный толчок научно-техническому развитию в главной при капитализме сфере приложения технических новшеств - в военном деле.

    Именно, капитализм, капиталистов «прижало» кризисом, деваться им некуда , и они оттого вынуждены начинать «четвёртую промышленную революцию»! Эта революция должна была состояться - почитайте футурологов середины прошлого века - ещё к 2000 году, но спрос на неё капитализм предъявил только сегодня.

    Однако эта новая техническая революция, на которую молятся экономисты и политики, «заболевшие “цифровизацией”», принесёт большинству человечества не рост благополучия (в широком смысле, не сводимом к одному лишь материальному благосостоянию), но рост проблем и затруднений, борьбу за выживание и «место под солнцем». Мы можем ожидать - и об этом сейчас пишут многие - углубление и обострение социальных проблем и противоречий, рост безработицы и социального неравенства, поляризацию богатства и бедности на планете и в каждой отдельной стране. К этому ведёт применение капитализмом новой техники и технологии, уже выходящей за рамки материально-технической базы этого строя , - и «четвёртая промышленная революция» будет означать резкий и взрывной выход за эти рамки.

    Нельзя забывать о том, что, по Кондратьеву, именно в «повышательные» фазы его циклов - тогда, когда технико-экономическое развитие ускоряется , когда идёт подъём , а не спад и застой, - чаще всего и происходят войны и революции. Что ещё интересно, они чаще происходят на «переломе» фаз «синусоиды» - либо в самом начале «повышательной» фазы (исторические примеры, «точки»: 1789, 1848, 1939-45 годы), либо на её «пике», на её завершении (1812, 1870-71, 1914-17, 1968 годы). То есть, либо «повышательная» фаза цикла начинается с какого-то общественного потрясения, которое разрешает противоречия, накопившиеся в «понижательную» фазу, и это даёт «толчок» дальнейшему развитию, - либо само ускоренное развитие капитализма создаёт и обостряет противоречия, находящие «крутое» разрешение.

    Нынешнее глобальное военно-политическое обострение, чреватое Большой войной (а фактически Четвёртая мировая война в специфических, «гибридных», как сейчас модно говорить, формах уже идёт!), можно рассматривать как такое крупное общественное потрясение, при помощи которого капитализм пытается выйти из тяжёлого кризиса, получив толчок к началу очередного «кондратьевского» цикла. Естественно, разрешиться этот масштабный глобальный военно-политический конфликт необходимо должен крутым изменением расстановки сил в мире.

    «Возрождаясь», оживая в «повышательную» фазу, капитализм тем самым оживляет и классовую борьбу. Развитие капитализма, экономическое его развитие - отнюдь не спад и застой в экономике - означает развитие, обострение противоречий капитализма. Поэтому связь циклов, «волн» накопления и движения капитала с «волнами» классовой борьбы совершенно естественна, логична и закономерна.

    Каждый «кондратьевский» цикл не является замкнутым «кругом», он является циклом «открытым», именно «витком» спирали - поскольку из каждого такого цикла капитализм выходит другим , приспособляясь к новым реалиям. Первый цикл (примерно 1790-1850 годы) завершился тем, что капитализм утвердился в основных странах Европы, и зрелость этого строя проявилась в том, что начали периодически происходить кризисы перепроизводства. Второй цикл завершился к концу XIX века - капитализм перешёл в свою империалистическую фазу, и при этом он исчерпал себя как строй прогрессивный. В третий цикл (первая половина XX столетия) он испытал тяжелейшие удары в виде Октябрьской революции и Великой Депрессии, однако сохранился, приспособился, переняв у социализма отдельные методы регулирования и планирования экономики. В результате Второй мировой войны утвердилось господство одного только империалистического государства - США, сплотившего весь капиталистический мир для решительной борьбы против СССР и мирового социализма. Правда, при этом же мир раскололся, образовалась мировая система социализма, создалась ситуация противостояния двух супердержав.

    Далее последовал четвёртый цикл (до начала 1980-х годов). В начале его - в «повышательной» фазе - продолжалось наступление социализма (победа революции в Китае, Вьетнаме, на Кубе, крах колониальной системы, неудача капитализма в космической гонке и поражение США во Вьетнаме). Одновременно капитализм посредством социальных реформ (создание «социального государства») сумел поднять уровень жизни своих простых трудящихся, тогда как социализм не смог реализовать свои преимущества и начал впадать (в СССР) в «застой». На «пике» цикла состоялся крах Бреттон-Вудской системы, то есть началась перестройка всей мировой капиталистической финансовой системы, исчерпало себя кейнсианство. В 70-е годы, на начавшейся «понижательной» фазе, сплочённый капитализм перешёл в решительное контрнаступление, началом чего следует считать переворот в Чили. Советский же Союз при позднем Брежневе «размягчился», слишком рассчитывая на «разрядку», - его руководство, видимо, уже начало исподволь готовиться к «сдаче».

    Пятый цикл , завершающийся сейчас, разворачивался в условиях кризиса и последующего крушения СССР и системы социализма, упадка левого движения во всём мире. Во многом этим объясняется, почему капитализм «возродился» как неолиберальный капитализм (сделав, таким образом, шаг назад от прежней системы с сильным государственным вмешательством в экономику, спасшей капитализм в середине века) - начало «новой истории капитализма» положили «рейганомика» и «тэтчеризм». И, одержав победу над коммунизмом, неолиберальный капитализм предсказуемо и естественно принялся сворачивать развитую систему соцзащиты.

    На «повышательной» фазе этого цикла, в силу его особенностей, вместо революций пошли контрреволюции, представляемые как революции. 1990-е годы - это не только ситуация мирового господства одной-единственной сверхдержавы, но и период расцвета либерального капитализма на Западе («благословенные 90-е»), что достигнуто было во многом за счёт разрушения и разграбления бывшего СССР, превращения его республик в рынки сбыта западных товаров, в источники сырья, дешёвой рабочей силы и «мозгов» для Запада. Важной чертой пятого цикла стала невиданно быстрая спекулятивная «накачка» финансовых рынков.

    «Пик» пятого цикла - начало 2000-х годов: экономический бум, «раскрутка» потребительского кредита, раздувание всяческих «пузырей», включая «пузырь» на рынке недвижимости. Произошла серия империалистических войн, призванных закрепить господство Америки (Югославия, Ирак). Одновременно - раз это вершина «повышательной» фазы! - несколько оживилось революционно-освободительное движение, что выразилось в победе Уго Чавеса в Венесуэле и «левом повороте» в Латинской Америке. Ускоренный экономический рост Китая, Индии и Бразилии, оживление России благодаря высоким ценам на нефть создали феномен стран БРИКС - они бросили вызов «старым» капиталистическим державам во главе со США, возникли и углубились те противоречия, которые обострились в 2010-е.

    Кризис 2008-09 года переломил ситуацию и кривую нынешнего цикла. Мы проходим «яму» циклического движения капитализма. Что же будет дальше?

    Каждый «кондратьевский» цикл происходит по-своему , в своих особенных условиях. Каким образом капитализм будет «возрождаться» и набираться новой жизненной энергией теперь, на шестом цикле , - неизвестно. Неолиберализм себя дискредитировал, но отказываться от него «мейнстрим» не желает и не спешит. Трамп пытается вернуться от нынешнего глобализованного капитализма к «старым добрым» временам протекционизма - однако этот путь ведёт в тупик, он ведёт к ещё большему обострению противоречий во всем мире, создаёт предпосылки для войн - и не только торговых. Вероятно, в Европе капитал сделает ставку на миграционные конфликты, сделает ставку на разобщение трудящихся масс по расово-культурному признаку, доведению их до вялотекущей гражданской войны - чтобы на этой почве перейти к ультраправой диктатуре, к каким-то изощрённым формам фашизма.

    Особенности каждого последующего «кондратьевского» цикла обусловлены тем, что они разворачиваются в ходе последовательного, необратимого развития капитализма, в ходе углубляющегося в последние циклы (временами ослабляясь!) общего кризиса капитализма . Прежде всего, бросается в глаза то, что длительность «волн» Кондратьева сокращается: от 50-60 лет у первых циклов до около 40 ныне.

    Последние полстолетия чётко проявляется тенденция к общему замедлению темпов роста капиталистической экономики - и эта тенденция сказалась в том, что даже на самом «пике» пятого «кондратьевского» цикла, в «нулевые» годы, темпы прироста ВВП, превозносившиеся буржуазными экономистами, не превышали 5 %. Получается, что со временем как бы «стирается» различие «повышательных» и «понижательных» фаз, первые становятся всё менее выразительными, приближаясь по динамике экономического развития ко вторым - в чём, на наш взгляд, как раз и проявляется общий кризис капитализма, ослабление его потенциала. Не исключено поэтому, что шестой «кондратьевский» цикл пойдёт совершенно по-иному, не дав, вообще, чётко выраженной «повышательной» фазы. Возможно даже своего рода «смешение»: «повышательная» фаза с элементами, чертами «понижательной».

    Впрочем, сначала нужно пережить грядущий неминуемый новый циклический (обычный, «классический») кризис и те политические последствия, которые он может вызвать. Кризис этот способен привести к «взрывному», катастрофическому разрешению накопившихся противоречий, к «прорыву» гнетущей международной напряжённости. После чего в мире начнётся новый мегацикл политической борьбы.

    P . S . Тем временем об этом грядущем кризисе говорят всё больше, указывая на то, что к нему ведёт - или к нему подталкивает - протекционистская политика президента США Д. Трампа, ломающего всю сформировавшуюся за последние десятилетия глобализации систему международных экономических отношений.

    Эти разговоры следует понимать правильно. Кризис, конечно же, неминуем, но он произойдёт не из-за политики Д. Трампа, а в силу объективных противоречий капитализма. Политика Трампа кризис способна не более чем подтолкнуть, дать ему бóльшую остроту и силу. Но дело в том, что в ожидании нового кризиса защитникам капитализма необходимо заранее найти виноватого. И Трамп со свойственным ему нахрапистым авантюризмом, с его самонадеянностью - для этой роли лучше всех.

    В 2009 году вину за острейший со времён Великой Депрессии экономический кризис целиком возложили на банкиров и топ-менеджеров, погрязших в биржевых спекуляциях и щедро выписывавших самим себе запредельные бонусы и «золотые парашюты». При этом всячески подчёркивали, что кризис этот является финансово -экономическим, то есть он якобы не связан с перепроизводством товаров, а вызван исключительно субъективными ошибками при проведении денежно-кредитной политики. Ещё раньше, в 2000 году, виноватыми в тогдашнем кризисе оказались руководители «доткомов» и заправилы приснопамятной корпорации «Энрон».

    В общем, виноваты «нехорошие люди», виноваты банкиры и спекулянты, но только не капитализм. О том, что всех этих нехороших людей, совершающих какие угодно авантюры, лишь бы заработать очередной миллиард, и раскачивающих этим «лодку», порождает строй, основанный на стремлении загрести как можно большую прибыль любой ценой, как-то особо не задумываются. И «нехороший человек» Д. Трамп, стирающий последнюю грань между бизнесом и политикой, низводящий международные соглашения до уровня «сделок», хваткий делец, заработавший свои миллиарды в сфере строительства и недвижимости (органически связанной - мы это хорошо знаем - с криминалом, с оргпреступностью), - плоть от плоти этой системы.

    Но может, такие люди - олигархи непосредственно во власти, капиталисты- разрушители - тоже станут одной из черт шестого «кондратьевского» цикла?

    «Все возвращается на круги своя»

    Спираль - весьма сложный символ, который использовался со времен палеолита. Она обнаружена в додинастическом Египте, на Крите, в Микенах, в Месопотамии, Индии, Китае, Японии, доколумбовой Америке, Европе, Скандинавии и Британии.

    И всюду спираль - символ великой созидательной силы.
    - Вокруг Атомов нарастает космическая энергия, становясь сфероидальной. «Колеса» - прототип атомов, каждый из которых являет стремление к вращательному движению. «Божество» становится «вихрем», «вихрь» порождает спиралевидное движение. Испокон веков Вселенная символически выражалась спиралью, то есть вихревым движением.
    Закон спиралевидного движения - наидревнейшее представление о Мироздании.
    - Спираль является символом времени, циклических ритмов, смены сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста» Луны.

    Она символизирует воздушные и водные течения, раскаты грома и молнии. Спираль и смерч имеют одну и ту же символику, и выступают как символы энергии в природе. - В метафизическом плане она символизирует реалии существования, различные модальности бытия, блуждания души и ее окончательное возвращение к центру.

    Спираль является типичным символом двунаправленного действия

    .

    - Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, как и змееподобный клубок энергии кундалини. - Спиральная форма змей на
    кадуцее , как и прочие двойные спирали, символизирует равновесие противоположностей.

    Тот же смысл заключен в даосском знаке «инь-ян», являющемся разновидностью двойной спирали.
    Восходящая спираль - мужской, фаллический знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодородия и деторождения.


    Форма спирали встречается в жизни повсеместно - мы живем в галактике, имеющей спиралевидные рукава. Орган слуха - уши, рисунок на человеческих пальцах, и молекула ДНК, содержащаяся в каждой клетке живых организмов, имеют форму спирали...

    «Возвращается ветер на круги своя», и не только ветер, но и волны пространства идут по кругу, которые во времени становятся спиралью и приносят обратные волны аналогичных явлений. Этим обуславливается возвращение некоторых импульсов и воздействий, временами возникающих в сознании, живущих какое-то время и вновь уходящих куда-то. Умение красиво встречать эти волны вырабатывается навыком и стремлением преломлять их через призму Красоты. Красотою можно искупить воздействие волн, из глубин вызывающих сознания то, что еще не изжито, но подлежит скорейшему изживанию.

    Пребывание человека на планете лишено конечного смысла.
    - Оно и неудивительно, ибо конца нет. Не странно ли думать, что конца не имеет ничто, существующее в природе, равно как не имеет оно и начала? Любое явление есть лишь продолжение того, что предшествовало ему ранее, что было причиною, вызвавшею его к проявлению . За каждым следствием - породившая его причина, за каждым завершением - цепь новых следствий или явлений, вытекающих из него. Говорят, смерть человека - это конец. Но это не конец, а лишь начало новой жизни его.

    Гибель миров происходит, но материя их идет на образование новых, а духо-монады проявленных на них форм возвращаются на новые планеты, продолжая свою бесконечную эволюцию .

    Так же, как пространство не имеет конца, так же точно и время не имеет начала или конца, ибо все заключено в тор бесконечности, а бесконечность - это лишь форма выражения всего, что в существует. Все существующее в пространстве эволюционирует в тороидально-спиральной пульсации жизни .

    Пульсирует атом, пульсирует сердце, пульсирует солнце в ритмах нарастания и убывания, в явлениях эволюции и инволюции. Великому закону ритма подчинен весь Космос, жизни отдельных личностей, целых народов. Все совершается в рамках закона, который является формой выражения жизни. Войти в ритм Космоса - значит постичь тайну жизни и, утвердить место свое в беспредельности на лестнице Иерархии. Осознание Ее и будет утвержденным бессмертием духа, достигнутым в жизни на Земле и в Иных Мирах.

    Когда в сознании наступают моменты "Пралайи" , не следует думать, что это конец, что оставил Владыка.
    Нужно просто спокойно переждать этот период. Он может быть длительным или кратким в зависимости от предшествовавшего ему подъема. Чередование волн неизбежно и требует понимания. Чередование волн или ритмика - явление тотальное. Сознание не выдержало бы напряжения, если бы было беспрерывно на взлете.

    Ритм сознания спирален, причем восхождение знаменует, что спираль из плоской стала вытянутой кверху. Последняя точка подъема оборота спирали определяет и новую точку на его обороте, но на плоскости высшей, хотя бы и казалось в момент спада сознания, что все куда-то ушло и будущее закрыто завесой. Это тоже вид Майи.

    Путь бесконечен, и много картин, и условий, и лиц промелькнут на различных отрезках его, окрашенных разными тонами. И ночью и днем, в непогоду и бурю придется идти, но это лишь вехи, лишь то, что мелькает по сторонам, чтобы уйти безвозвратно в прошлое. Идущий же путник пути беспредельного сам беспределен и вечен, и каков бы ни был данный отрезок, временен он и короток по сравнению с тем, что уже пройдено, и с тем, что пройти предстоит. Можно добавить, что каждый шаг по пути учит чему-то, каким бы скучным, тяжким или беспокойным он ни казался.

    Сознательное желание извлечь полезный урок из любого положения и условий ускоряет продвижение, ибо каждая задержка и замедление вызываются тем, что теряется время без пользы и намеченный кармой урок остается неусвоенным, это вызывает необходимость его повторения. Потому и нелишним будет вопрос: чему хочет научить меня жизнь, ставя именно в эти условия, но не другие. Кооперация с течением кармы весьма плодоносна, в то время как противодействие ей может вызвать нежелательные и даже тяжкие последствия. Если восстать против кармы, она может опрокинуться на восставшего, то есть всей тяжестью обрушиться на него. Спокойствие же, принятие неизбежного и извлечение из него нужного урока помогут быстрее пройти тяжкую полосу жизни.
    Обороты спирали сознания устремлены во времени из прошлого в будущее. Каждый последующий виток отличен от предыдущего, хотя и аналогичен ему: аналогичен, но не тождествен, и каждый отрезок витка не похож друг на друга. Спиральному развитию подлежат и все качества духа. Спираль не есть плоскость, ибо она вытянута во времени: расстояние между витками зависит от степени, силы и напряжения устремленности духа.

    Рост напряженности

    Чем целеустремлённее, тем более вытянута спираль, и зависит уже от прочности стержня, чтобы движение сознания по ней было ритмичным, и напряженным. Доктрина напряжения предусматривает и это условие, связывая напряжение с огненностью: чем напряженнее, тем огненнее и светоноснее. Напряжение - огненность - Свет. Так идет рост сознания по спирали, утончая и нагнетая пробуждающиеся центры огненного тела - и тем оформляя его.

    Все великое разнообразие мира и его проявлений ограничено сравнительно небольшими по числу Законами, или Основами, в рамках которых возможны эти проявления. Пульсирует атом, пульсирует сердце, пульсирует Солнце, ибо сердце во всем. Так же точно принцип единицы, индивидуализации явления должен быть соблюден, чтобы оно состоялось, иначе сольется оно с окружающим миром и выявлено не будет. Характерно также явление ритма, которому подчинено все. Число четыре интересно именно своей универсальностью, так как принципу четверичности следуют все формы и все вещи мира, в котором живет человек.

    Каждую проблему можно решать именно с числовой стороны, беря за основание четверку. Если разделить жизнь на отрезки (смерть-рождение, молодость, зрелость, старость), то можно усмотреть, как спираль человеческого существования состоит из витков явно выраженного порядка. Эти периоды необходимо принимать во внимание при анализе путей восхождения духа. Чем круче спираль подъема, тем быстрее восхождение.

    Плоская спираль означает застой и перестает быть восходящей. От каждой точки спирали можно протянуть прямую линию вверх, к точке аналогичной на следующем витке. Это означает, что явление повторится по аналогии с предшествующим, но на плоскости высшей, то есть что возможна трансмутация данного явления по направлению заложенного в нем устремления. Но надо, чтобы устремление было, то есть чтобы было то, что следует трансмутировать . Если нет ничего, то и перерождать нечего. Из ненависти можно создать любовь, то есть ненависть трансмутировать в высшее чувство, но из ничего ничто не творится. Потому Сказано: "так как не был ты ни холоден, ни горяч, Извергну тебя из Моих уст", то есть ничтожества тепленькие, ни холодные, ни горячие, выбрасываются из потока эволюции, как космический сор.

    Учитель не смущается тем, что из ученика начинают вдруг выпирать самые ярые отрицательные качества и свойства. Это именно хорошо для трансмутации, ибо победителю прощается все, а ничтожества в ученики не берутся. Недостатки, для принятия в ученики - не препятствие. Скорее мешает отсутствие их, ибо когда трансмутировать нечего, то и некуда также и идти.
    Это следует принимать во внимание, когда кто-то стучится. Темным доступа нет, но разбойники, и блудница приближены были. Самые яркие недостатки, могут дать сияющие качества. Но что даст добродетельная умеренность и посредственность ничтожества? О румяной добродетели Говорилось: "Благонамеренные «никодимы» огненных качеств духа в себе не имеют". И не они двигают эволюцию. Наши мерки иные. Порой Ценим людей по их недостаткам . Стандарты не Признаем.

    «Возвращается ветер на круги своя» - только эти круги никогда не бывают теми же самыми, но в спирали времени всегда расположены над предыдущими. Так что, прохождение, как бы, прежнего цикла одинаковым не бывает. И цикл уже этот не прежний, но новый. Оборот спирали годичного цикла аналогичен предшествовавшему, но нов постоянно возможностями роста и развития тех положений, которые уявлены были в прошедшем году. Рост дел продолжается - и дурных, и хороших. Но как же дурные пресечь и дать возможность благим развиваться? Неужели хороший хозяин будет сеять гнилые семена или сорные травы? Безусловно, не будет. Так и в планетном масштабе: плохим семенам и явлениям прошлого года можно места не дать на пашне грядущего года, но дать можно хорошим.

    Планирование жизни по существу - принцип Космический. Животные лишены этой возможности, за очень немногими исключениями, но люди имеют её. Народы, планирующие свое будущее, опередят, непреложно опередят тех, кто живет самотеком сложившейся жизни . В план вкладывается творческая воля, план исключает стихийное течение жизни, план вводит в рамки кристаллизованную мысль коллектива и осуществляется непреложно в той или иной мере. Многое зависит от уровня сознаний, осуществляющих план, но сам план подобен каналам, по которым энергия воды устремляется в желаемом направлении.

    Придет время, и коллективное сознание будет сознательно концентрировать мощь сосредоточенной мысли народов на нужных явлениях планетного масштаба для осуществления их на Земле. Этим путем сознательно будут приведены в равновесие земные стихии, сознательно будет регулироваться климат и многое другое. Человечество осознает мощь коллективного, объединенного, дружного,
    сгармонизированного мышления, как могучего оружия для обуздания стихийных явлений.
    Но надо, чтобы поняли люди, какие возможности находятся в их распоряжении, какие силы даны им природой, ибо осуществить возможно лишь то, что возможно.

    Предел человеческих возможностей ограничен сознанием, то есть высотой и широтой и вместимостью понимания от данного момента. Отрицатели ничего не поймут и не овладеют ничем, но неотрицающие и вместившие поистине наследуют Землю и все ее сокровища и все сокровища Космоса со всеми беспредельными возможностями развития духа и утверждения власти его над материей со всеми её открытыми и скрытыми свойствами. Принятие в сознание возможности приближает к овладению ею. Никогда не полетели бы люди, если бы не допустили, что это возможно. Те, кто прорывает в пространстве каналы возможностей будущих достижений, могут по праву быть названы пионерами мысли, ведущими - навигаторами.

    Спиральное повторение - Мать Учения

    Если упрекнут в повторении или в том, что записи говорят об одном и том же, не удивляйтесь и не огорчайтесь. Они, говорящие так, не понимают спирального построения записей, они не понимают, что спираль, восходя, повторяет виток за витком, но на уровне высшем; они не осознали всякое продвижение спирально. Ведь и день сегодняшний похож на день вчерашний, и многие прошедшие дни: то же утро, и вечер, и полдень. Но спирали времени дней и ночей не будет отрицать никто, ибо нет двух дней одинаковых, как нет двух лиц человеческих, одинаковых совершенно. Каждый новый оборот спирали несёт в себе новые элементы, дополняющие и слагающие предшествовавший. Сознание нарастает медленно. Следуя ритму спирали, каждый может обогатить им свое собственное сознание . Критику же спирального построения истории предоставим невеждам, ибо сами они не в состоянии построить своей спирали.

    Действительность сущего, преломляясь через человеческое сознание, становится Майей . И хотя Майя не есть действительность, однако она - двигатель эволюции духа. Потому с нею приходится считаться. Полезна она и тем, что в калейдоскопе её преходящих явлений можно усматривать элементы непреходящего , Основы, на которых зиждется действительность, и на них строить новое понимание мира. Рекордер, Безмолвно Смотрящий на мир преходящих явлений, не от них, но от Вечности. Жизнь вечная и бессмертие духа - не иллюзия, но действительность сущая. Так можно среди несущегося потока великой реки жизни научиться отличать вечное от временного и находить и тому и другому его истинное место в общей схеме вещей.

    Когда внутренние огни горят, легко преодолевается всё, что препятствует утверждению Света в себе . Но как поступать, когда огни затухают? Ритм уявления огней есть свойство развитого сознания. Оно не остается без ритма. Следовательно, чередование волн, подъёмы и опускания являются следствием движения, но не остановки или затухания. Спокойно и в тишине можно встречать эти чередования волн, зная, что они неизбежны.

    Смена времен года спиральна во времени, ибо в природе ничто не повторяется, но все устремляется в будущее. И очень важно, чтобы в этом движении не идти вниз. На примерах вырождения рас, народов, родов и семейств можно судить о результатах нисходящего или инволюционного движения. Так же может инволюцировать и дух. По спирали нескольких жизней можно судить о том, восходящей или нисходящей будет спираль. При очень внимательном анализе собственной жизни каждый может усмотреть характер ее движения и знать безошибочно, восходящее оно или нисходящее. «Поврежденные души» относятся к числу нисходящих. На каком бы витке нисходящей спирали ни находился дух, он может всегда изменить направление кверху и сделать спираль восходящей. За примерами не надо ходить далеко. Много дает их история. Но нужны потрясения, чтобы дух силы нашёл произвести это изменение.

    Вселенная Спиральна

    В спиралях Света вибрируют явления Высшего Мира. Построение Вселенной спирально. В спирали несется Земля в пространстве к далекой звезде. Думаем ли о том, что если бы движение всей солнечной системы, а в частности, Земли, не было бы спиральным, то орбита Земли каждый раз проходила бы по той же самой трассе, вызывая повторность явлений. Принцип эволюции тоже построен спирально. Пока сознание движется по кругу и движение замкнуто им, прогресс невозможен. В результате застой. Но как только движение сознания становится спиральным, круг разомкнут, и каждый оборот спирали дает новые накопления и обозначает подъем.

    Благодаря принципу спирали ничто в природе не повторяется, хотя много внешне схожих явлений. Надо понять и спиральность испытаний восходящего сознания. Может показаться, что они все те же, но характер их с каждым оборотом спирали видоизменяется. Обратите внимание на слова «восходящее сознание», ибо есть и другая спираль, по которой можно спуститься.

    Эволюции сознания противополагается инволюция. Есть сознания, идущие вниз по нисходящей спирали. Знаете выродившиеся племена, остатки когда-то великих народов, которые были втянуты в спираль инволюции. Отметим, что даже и записи эти подлежат закону спирали, в данном случае восходящей. Если бы движение сознания совершалось по замкнутому кругу. Явление записей было бы невозможным, ибо просто не было бы о чем писать. Но по опыту уже знаете, что в каждой записи, несмотря на их обилие, есть нечто новое, не содержащееся в прежних. Это действует принцип спирали расширяющегося и восходящего сознания.

    В Книге Жизни записано много примеров сияющего пути восходящих духов. Знаем и примеры духов других, нисходящих и опускающихся веками. Но будем говорить о спиралях Света. Качества духа тоже развиваются спирально, от времени до времени яро утверждаясь в проявлении. Зная спираль построения, можно в сознании закладывать семена будущих нахождений, ибо с каждым новым витком семя будет расти, пока не даст всходов, тоже растущих спирально. Именно спиралью сознания обуславливается рост накоплений.

    В Великой Спирали будущего можно прозревать великое назначение человечества и безграничные возможности его достижений. В осознании Закона Спирали заложена сила, дающая мощный импульс к восхождению духа. Каждое достижение, даже самое малое, ручательством служит достижений больших. Нет границ росту могущества духа. Нет ни одного зернышка Света, которое в спирали времени не могло бы вырасти в сияющие громады.

    В спирали времени на ее противоположных точках оборота каждое явление становится своей противоположностью, например, весна и осень, расцвет и увядание, краски жизни и краски смерти, начало и завершение. Это закон эволюции. Как бы ни было хорошо и эволюционно явление, но, подчиняясь действию закона, оно изживает свои электроны, чтобы замениться своей противоположностью. В этом диалектика жизни. Возвращается ветер на круги своя, но уже на следующем, высшем, обороте спирали. Явление не тождественно, но аналогично. Зная закон, можно судить о будущем. По данному явлению можно судить о его противоположности, по следствиям Великой Битвы - о поле Светлого Града, по неустройству в мире - о грядущей Эпохе Матери Мира.

    Основы покоятся на Беспредельности, ибо относятся к Сферам огненной действительности. Касаясь Основ, касаемся самой Беспредельности. Потому область, охватываемую Основами, исчерпать нельзя. Закон спирали относится тоже к Основам.

    Эволюция сущего тоже спиральна. Наступающий Новый Век уже был когда-то в далеком прошлом и так же, как и теперь, возводил человечество на новую ступень Лестницы Эволюции. Но эта ступень была иная, и люди были другие, и условия жизни,и сама планета была не та. Так повторялось во времени.

    Циклы повторяются, восходя по спирали. Универсален этот закон и охватывает и подчиняет себе все стороны жизни. Полярность, или дуальность проявленного мира, тоже универсальна. Двуполюсна и спираль эволюции. Как по одной можно подниматься, так по другой опускаться. Знаете не только подъем, и расцвет, и продвижение целых народов, но и вырождение и упадок непреуспевших. Знаете восхождение духов Носителей Света и знаете идущих вниз, в бездну, спускающихся все ниже и ниже с каждым новым воплощением. Спираль нисхождения или падения духа - в действии. В спирали времени каждое явление идет путем либо интеграции, либо дезинтеграции.

    Матрица Сознания

    Очень важно иметь цель, к которой устремлено сознание. Сравните бесцельно блуждающего человека с твердо идущим и знающим, куда он идет и для чего. Различие разительное. Идущий к цели дойдет до неё. Но куда придет блуждающий? Поэтому все действия человека целесообразны, то есть находятся в соответствии с его стратегическим намерением. Путь спешен. Нет действий бездумных. Одним из аспектов соизмеримости будет умение прилагать события текущего дня к Великому Плану. Этот План имеет свое место в Беспредельности и соизмеряется с нею. И если явления дня прилагать к Матрице Беспредельности, и значение их мерить ею, то все встанет на свое место - и мошка перед глазом не заслонит солнца.

    Царство не от мира сего есть Беспредельность, в которой существует всё, и в которую уносится всё, что было, и есть, и что будет, и в свитках которой, запечатлевается всё. Так, там можно прочесть свиток или фильм жизни каждого духа, узор жизни духа, записанный в пространстве. Имеется узор жизни каждой планеты, от начала ее существования и до конца. Это пространственные записи, возможны потому, что все планеты находятся в постоянном движении. Земля вращается по орбите и вокруг своей оси, все время изменяя пространственно точку своего нахождения. На будущий год движение по орбите продолжается, но не по замкнутому кругу, а по спирали, ибо орбита спиральна, так как вся солнечная система несется к Далекой Звезде. Потому ни одно местонахождение планеты не повторяется и не происходит в одном и том же месте. Спиральное движение исключает это условие. Потому в природе не повторяется точно ничто, но все идет по спирали. И весна, и лето, и все времена года повторяются ежегодно, но в спирали времени и пространстве они новы всегда.

    Двигаться скачками и порывами невозможно: чудовищна затрата энергии и ничтожны результаты . У природы можно учиться: в спиральном движении эволюции ритмично сменяется день ночью, весна - летом, осень - зимою, чтобы снова начать движение, но уже на новом обороте спирали. Восхождение духа тоже спирально, и растущее сознание имеет свой ритм.

    Земля, со всеми ее несовершенствами, все же несется в пространстве вперед - это значит, что её полет в будущее ничто остановить не может. И во времени планета тоже движется в будущее, никогда не возвращаясь назад. Движение устремлено спирально. Поэтому ничто не повторяется. Новый виток спирали, пролегая над предшествовавшим, аналогичен ему, но не тождествен. Каждая новая весна тоже аналогична прежней, но не тождественна с нею. Попытки вернуть прошлое противны эволюции . И Юги, и циклы, и Манвантары идут в будущее спирально, никогда не повторяя друг друга в своем подъеме, хотя и возвращаются, но всегда в новом выражении.

    В спирали времени повторяется все, подчиняясь законам космобиоритмики. Зима, весна, лето и осень. Тот же цикл года, повторяющийся в течение миллионов лет, но каждый виток спирали нов, аналогичен, но не тождествен предыдущему и последующему. В этом постоянном, неизменном повторении одного и того же, но вечно нового и отличного от того, что уже было, кроется тайна схожести родственных противоположностей повторяющихся явлений. Нет двух былинок схожих, и нет двух моментов времени одинаковых, хотя и кажется порою, что схожи они совершенно. Да! Схожи, как схожи пальцы правой и левой руки, столь похожие и не похожие друг на друга, как схожи утро и вечер нарастанием и угасанием света, как схожи мужчина и женщина тем, что оба являют собой человека. Родятся, живут и умирают на протяжении миллионов лет, и ни одна жизнь не повторяется точно. Каждая идет по своему пути, отличаясь всегда одна от другой. Природа, повторяясь всегда, не повторяет в точности ничего. Единство во множественности, повторяемость в неповторности, жизнь при постоянной смерти, то есть смене форм, - так проявляется Закон, выражающий свойства противоположений вещи единой.

    Движение по спирали означает новизну получаемых человеком воздействий. Не повторяется ничего, ибо прохождение, по виткам спирали, расположенным один над другим, означает аналогию с предшествующим витком, но не тождество. Каждая жизнь, или воплощение, в этом смысле нова. И человек каждое мгновение нов, то есть уже не такой, каким был раньше. Хуже или лучше - зависит от того, движется ли он по восходящей или нисходящей спирали. Есть духи, которые восходят, а есть которые опускаются все ниже и ниже. И доброе и тёмное начала в человеке имеют тенденцию к развитию. На месте ничто не стоит. А куда идете Вы? ? ?

    Давно собирался написать этот пост. Не знаю, получится ли все изложить в виде интерпретированного бреда (ну, в том смысле, что излить поток сознания на бумагу клавиатуру), но я попробую.

    В общем-то, давно известно, что история движется по спирали и новые события – в той или иной степени повторение предыдущих. Причем фактически одинаковые события с временным лагом, допустим, всего-навсего в один век интерпретируются абсолютно противоположно. Вот два таких параллельных витка спирали я и хочу написать достаточно давно. В моем воспаленном воображении (смотрим название блога, прежде чем звать санитаров в комментах) два периода отечественной истории с временным лагом чуть меньше века представляются списанными чуть ли не под копирку. Во всяком случае, если бы речь шла о голливудском киноискусстве, то более близкие к нам события назвали бы не иначе, как римейком событий более отдаленных.

    Как несложно догадаться речь идет о Великой Октябрьской Социалистической Революции 1917 года и событиях конца 80-х - начала 90-х годов прошлого века. Я еще не придумал, как изложить в этом посте свои соображения на этот счет, поэтому будем импровизировать, хорошо?

    Предпосылки

    Как все мы помним из школьного курса истории, основной предпосылкой к любой революции является классическая формула, сформулированная Владимиром Ильичом в статье «Крах II Интернационала »: «Невозможность господствующего класса сохранять в неизменном виде своё господство, ситуация, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому; резкое обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов»

    Надеюсь, никому не требуется объяснять, что и в начале 20-го века и в его конце на территории Российской Империи / СССР эти условия были полностью удовлетворены.

    В начале 20-го века, в частности:
    - Бессмысленная «быстрая и победоносная война» - русско-японская заварушка, обернувшая в результате катастрофой.
    - Чуть менее бессмысленное участие России во Первой мировой войне (Россия все-таки вступила в войну не по своей воле – войну объявила Германия).
    - Аграрная реформа П.А. Столыпина, проводимая «сталинскими» методами и как следствие разорение множества крестьянских хозяйств, не сумевших (или не захотевших) вписаться в предлагаемую схему после насильного разрушения крестьянских общин.
    - Резкий рост численности городского населения за счет притока низкоквалифицированных, малограмотных, а в большинстве случаев и вовсе безграмотных, работников и как следствие резкое падение уровня жизни городского населения.
    - Влияние (или слухи о влиянии) на царя Г. Распутина.
    - Кровавые подавления выступлений рабочих («кровавое воскресенье» и т.п.).

    В конце 20-го века, в частности:
    - Бессмысленная война в Афганистане, растянувшаяся на десять лет, обернувшаяся в результате катастрофой;
    - «Эпоха пышных похорон», когда в течение десятилетия (с момента первой клинической смерти Брежнева и до январского Пленума 1987) государство фактически не управлялось вовсе.
    - Рост коррупции, клановости, депрофессионализация системы госуправления, рост националистических настроений в результате принципа «несменяемости кадров», которого придерживалось государство в «период застоя».
    - Попытка спасти положение предпринятая Андроповым ограничившаяся лишь репрессивными мерами, далеко не все из которых, мягко говоря, пришлись не по душе населению. Впоследствии другие «околорепрессивные» меры уже при Горбачеве – «борьба с нетрудовыми доходами», «антиалкогольная кампания».
    - Стагнация в экономике по причине «гонки вооружений», гигантских затрат госбюджета на поддержание «ограниченного суверенитета» стран-«союзников» и общемирового падения цен на нефть, которая являлась (как в прочем и сейчас) основным экспортным продуктом и основной доходной статьей государственного бюджета.
    - Резкий рост внешнего долга СССР, вместе со снижением золотого запаса, резкое падение воспроизводства населения СССР

    В общем, если резюмировать, и тогда и тогда, основная масса населения государства была далеко не в восторге от происходящего в стране. При этом в отношении недовольных применялись достаточно жесткие меры (см. «Столыпинский галстук» для крестьян – противников аграрной реформы, «кровавое воскресенье», «карательная психиатрия», «диссиденты»), что лишь усиливало общее недовольство основной массы населения.

    В обоих случаях государство пыталось несколько исправить ситуацию, заигрывая с населением в либеральные игры. Так в дореволюционной России появилась Государственная Дума, первые два созыва которой оказались полностью недееспособными. В последние годы СССР, как мы все помним, была «перестройка» и «гласность», которые никаким образом не были способны повлиять на экономическую ситуацию в государстве.

    Таким образом, в предреволюционные годы в начале и в конце прошлого века, несмотря на различные механизмы (особенно подчеркиваю этот момент) сложилась, в целом одинаковая ситуация:

    Участие государства в ненужной большей части населения войне
    - снижение уровня жизни большей части населения
    - жесткие репрессивные меры
    - декларативный курс на либерализацию, никак не влияющий на реальное положение дел

    Революции
    25 февраля 1917 г. указом Николая II полномочия Государственной Думы прекращены и введено чрезвычайное положение, в Петрограде объявлено осадное положение…
    19 августа 1991 г. «государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП» объявляет о введении в стране чрезвычайного положения и неспособности М.С. Горбачева выполнять свои обязанности…

    В принципе эти два события разве что не противоположны по своему смыслу – в одном случае главное лицо государства (император) распускает Думу, которая де-юре является высшим представительным законодательным органом, в другом случае – группа лиц, входящих в верхушку управления страной отстраняет от должности высшее лицо государства. По сути же, тем не менее, эти события практически идентичны – в условиях ранее проводимых «либеральных игр» (я не зря выделил в качестве предпосылок к революциям «декларативный курс на либерализацию»), такое вот демонстративное лишение полномочий выборного органа (лица) в общественном сознании срабатывает как спусковой крючок. Так, в частности, забастовка на Путиловском заводе, которая явилась формальным поводом к роспуску Госдумы имела все шансы завершиться без осложнений – рабочим, требовавшим 50% прибавку к жалованию была обещана 20% прибавка при условии немедленного возвращения к работе.

    Государственная дума не подчиняется указу императора и продолжает работу, а 27 февраля учреждается «Временный комитет Государственной Думы»…
    Верховный совет РСФСР отказывается признавать законность действий ГКЧП, у здания Верховного совета (ну и внутри него, соответственно) организуется центр сопротивления действиям ГКЧП.

    В 1917 г. в Петроград вводятся войска под командованием генерал-лейтенанта С.С. Хабалова «для водворения порядка в столице»…
    В 1991 г. войска в Москву вводятся одновременно с объявлением о создании ГКЧП…
    В 1917 г. введенные в Петроград войска отказываются стрелять в рабочих, «проявляют пассивность, а иногда и нетерпимость в отношении действий полиции»…
    В 1991 г. введенные в Москву войска не предпринимают действий, Альфа, выдвинувшаяся к даче Б.Н. Ельцина не блокирует последнего и не предпринимает по отношению к нему никаких действий.
    В 1917 г. запасной батальон Волынского полка во главе с Т.И. Кирпичниковым принимает решение присоединиться к рабочим. К нему примыкают Литовский и Преображенский полки
    В 1991 г. рязанский полк Тульской дивизии ВДВ (командир А.И. Лебедь) и Тампанская дивизия встают «на защиту здания Верховного совета РСФСР».

    Это непосредственно по ходу первой революции.

    Дальнейшие события тоже сплошные аналогии, хотя хронологический разброс несколько различен – суть приблизительно та же.

    … 1917 - Николай II отрекается от престола…
    … 1991 – Б.Н. Ельцин подписывает указ о запрете деятельности КПСС, М.С. Горбачев слагает с себя полномочия главы государства…
    … 1917 – Завершение существования Российской империи, создание Российской республики…
    … 1991 – Развал СССР, создание Российской Федерации…
    … 1917 – в стране устанавливается двоевластие – буржуазно-демократическая власть представлена Временным правительством. Революционно-демократическая – Советом рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. …
    … 1991 – в стране устанавливается двоевластие – с одной стороны Верховный Совет РСФСР, юридически высший орган государственной власти, с другой стороны – президент Б.Н. Ельцин – являющийся «символом» перемен для большей части населения…

    Фактически, исторические аналогии в данном случае более чем приемлемы. Основными предпосылками революционных ситуаций была в обоих случаях экономическая ситуация. Людям банально нечего было есть. Разница была в том, что на предреволюционном этапе в 1917 г. не было средств на обеспечение достойного уровня жизни, а на предреволюционном этапе 1991 г., средства у людей были, но приобрести на эти средства они ничего не могли (по причине отсутствия). После революции февраля 1917 г. ни ситуация, ни ее причины не изменилась, а после революции 1991 г. не изменилась ситуация, но изменились причины. Теперь людям нечего стало есть не по причине отсутствия продуктов в магазине, а по причине отсутствия денег (см. «экономические реформы», «гиперинфляция» и т.д.).

    Таким образом революционная ситуация в стране оставалась. Реальными «победами» обеих революций было только формальное свержение предыдущего строя – в 1917 г. самодержавия, в 1991 г. – КПСС. Тем не менее, люди боролись за другое – на за сам факт свержения «плохой» власти, а за улучшение собственного уровня жизни. А этого не произошло ни в результате той, ни в результате другой революции.

    В результате вторая революция назревала. В 1917 она не заставила себя долго ждать, в 1991 ждать пришлось до 1993.

    Когда в стране двоевластие (по выражению Троцкого после февраля 1917 г. в стране воцарилось «двоебезвластие») – в любом случае оба представителя, ведут борьбу за власть абсолютную. В 1917 позиции сил, находящихся у власти слишком разнились, поэтому вторая революция пришла незамедлительно. В 1991 г. силы, находившиеся у власти, отдалялись друг от друга постепенно – «конституционный кризис» грянул только через два года.

    Дальше все снова происходит по схожему сценарию. Тут, кстати, сделаю небольшое отступление и вспомню, что по одной из версий революция октября 1917 г. и деятельность РСДРП вообще финансировалась Германией в обмен на обещание выхода России из войны (что и было исполнено), в то же время, по одной из версий, деятельность Б.Н. Ельцина и, в первую очередь даже «команды молодых реформаторов» во главе с Е.Т. Гайдаром финансировалась США с основной целью развала СССР (что в итоге и произошло). Даже здесь почти под копирку. Но это отступление. Я не присутствовал в «пломбированном вагоне» и на совещаниях Гайдара с американскими консультантами.

    Так вот. Вернемся ко второй революции.

    «Когда в друзьях согласья нет», как сказал в свое время баснописец Крылов. То же происходило и в период двоевластия в 1917 и в 1991-93. Находящиеся у власти силы действовали в интересах различных «целевых» групп. И, как я уже говорил, вопрос их противостояния и захвата власти одной из сил был вопросом времени.

    Поскольку перемен к лучшему для людей в результате революций так и не произошло (а в 1991-м и вовсе произошли перемены к худшему), то в обоих случаях одна из сил использовала это для захвата власти.

    В 1917 в вину Временному правительству было поставлено его бездействие – все ждали выхода из войны, а его так и не последовало, все ждали создания полноценного выборного правительства (Учредительного собрания) а его так и не происходило, наконец все ждали основного закона страны – конституции, а ее так и не принимали, то отменяя смертную казнь, то снова ее вводя, то давая пресловутую «свободу слова», то запрещая издания все тех же большивиков, в частности (Ленин, если вы помните, будучи одним из лидеров революционной партии, которая была представлена в одном из крыльев власти – Советах рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, и вовсе был вынужден прятаться за бугром). В общем, кризис власти не только продолжался, но и нарастал.

    Аналогичная ситуация сложилась и в 1993 году, когда президент обвинил Верховный совет в препятствовании проведению экономических реформ. Сознательно не хочу обсуждать в чем заключались экономические и политические реформы, которым препятствовал Верховный Совет. С точки зрения предпосылок ко второй революции ситуация, сложившаяся к октябрю 1993-го, была полной копией ситуации, сложившейся к октябрю 1917-го. Все то-же «Верхи не могут, низы не хотят».

    Дальше все опять же аналогично. Вооруженное восстание, жертвы, полная власть в руках одной из противоборствующих сторон. За исключением одной маленькой детали. В 1917-м не было никакой конституции Российской Республики и, с юридической точки зрения имел место захват власти, в отсутствии четкого регулирования норм права. Т.е. да, вооруженное восстание было. Но вот переворота не было, поскольку, де-юре, в Российской республике в тот период вообще не было власти (я не напрасно вспомнил изречение Троцкого про «двоебез властие») – царь от престола отрекся, а Учредительное собрание, которое должно было стать высшим органом власти так и не было созвано. В 1991-м году, все было несколько иначе. В стране существовала конституция, где четко была определена роль Верховного Совета в качестве высшего органа власти. Также четко были прописаны и полномочия президента страны. Поэтому с юридической точки зрения, с точки зрения норм права октябрьские события 1993 г. были государственным переворотом . (см. ст. 121-6 Конституции РФ, действовавшей на тот момент), с последующим захватом власти, в том числе судебной (это в качестве лакомой кости либерастам про то, что все отечественные суды сейчас подчиняются верховной власти) – Конституционный Суд в тот период как раз вынес заключение о незаконности действий Президента.

    Да и сам захват власти, физически, происходил по схожему сценарию. Долбанула холостым «Аврора» с Невы (долбанули фугасными снарядами танки с Новоарбатского, тогда Калининского, моста в прямом эфире CNN). Ну и классика «Которые тут временны? Слазь!» в 1917 г., и кадры выходящих из здания Верховного Совета людей с руками за головой между двумя рядами солдат. В 1917 г. была попытка отряда юнкеров под руководством В.Б. Станкевича отбить у «красной гвардии» телефонную станцию. В 1991 г. – был «штурм Останкино».

    Ну, вот один в один, не находите?

    Ну и дальше последствия тоже, в принципе схожие – дальнейшее, резко усилившиеся пике отечественной промышленности, резкое падение уровня жизни, гражданская война. Все то же самое – в различных проявлениях и в различной степени.

    Так что, действительно, история движется по спирали. И те, кто в школе изучал историю Великой Октябрьской Социалистической Революции (и российской революции вообще), могли наблюдать собственными глазами события, развивавшиеся по тому же сценарию, только с различными деталями. Дьявол, как известно, кроется именно в деталях, а потому увидеть эту историческую аналогию не всегда удается, поскольку внимание концентрируется на этих деталях – «а чем стреляли танки с моста – болванками или фугасами?», «намерено ли раздавили защитника Белого Дома танком или он просто упал под колеса в 1991-м?» и т.д… А по сути ведь, такая же революция.

    В общем, не знаю, насколько у меня получилось сформулировать то, что я хотел написать. Еще раз повторюсь, дьявол кроется в деталях, поэтому если рассматривать события 1917 и 1991-93 под микроскопом, то это действительно были разные события. Но по сути все в них было одинаковым – и предпосылки, и общая последовательность события (включая первую революцию, период двоевластия, вторую революцию), хроника отдельных эпизодов, и даже слухи…

    История движется по спирали, да…

    PS. Предвижу капающую слюну либерально настроенной части общества, готовой продолжить аналогии – после захвата власти в 1917 г. Лениным, к власти пришел Сталин… После захвата в 1991 г. власти Ельциным…. Так вот подчеркиваю, что я сравнивал в историческом плане именно революции 1917 г., и 1991-93 гг. и их ближайшие последствие. Если же сравнивать нынешнюю эпоху и искать историческую аналогию, то на ум приходит в первую очередь не усатый человек, а бровастый – дорогой Леонид Ильич. Т.е. т.н. «эпоха застоя». Кстати, не самое плохое время в короткой истории Советского государства.

    Объясняя процессы развития философии, обычно заключают, что в целом развитие происходит по раскручивающейся вверх спирали с бесконечным чередованием скачков. Так ли это?
    Поиски наглядного образа самодвижения вели многие мыслители прошлого. Так. например, Либих писал, что прогресс есть круговое движение, радиус которого все возрастает.
    Своеобразно представлял форму спирали развития В.Г. Белинский: "Человечество движется не прямою линией и не зигзагами, а спиральным кругом, так что высшая точка пережитой им истины в то же время есть уже и точка поворота его от этой истины, - правда, поворота не вверх, а вниз: но для того вниз, чтобы очертить новый, более обширный круг и стать в новой точке, выше прежней и потом опять идти, понижаясь кверху" .
    Стасов В.В., говоря о роли науки в обществе, считал, что "дело ученого... близко идти с своим народом, поднимать его незаметно вьющейся спиралью на трудные крутизны истины" .
    Образ спирали в философии возник как диалектическое отрицани

    ие и синтез двух метафизических образов процесса развития - образа поступательного движения по пологой прямой и образа движения по замкнутому кругу. Эти положения диалектики, особенно понятие отрицания, являющееся одним из важнейших в философии Гегеля, привели его к мысли о спиралевидной формы процессов развития: "Мы должны рассматривать природу как систему ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из другой" . В одной из своих ранних работ Ф. Энгельс сравнил развитие общественной жизни со свободной, от руки начерченной спиралью: "Медленно начинает история свой бег с невидимой точки, вяло совершая вокруг нее свои обороты, но круги ее все растут, все быстрее и живее становится полет..." Этот метафорический образ, в сочетании с представлениями о восходящем характере развития, привел философов к мысленной модели в виде "расширяющейся вверх" спирали (23). Став хрестоматийной на полтора столетия, она, никем не исследованная, до настоящего времени повторяется из учебника в учебник , переходит из словаря в словарь . Ею пользуются экономисты, публицисты и вожди, упоминая о новом витке спирали. Несомненно, тезис о спиралевидности развития материального мира (в отличие от гегелевской триады духа) является шагом вперед, большой заслугой Энгельса. И как отражение диалектического подхода сохраняет свое значение и сейчас. Но форма спирали требует пересмотра с учетом современных представлений естествознания, результатов новых исследований. Системные исследования показывают неадекватность общеизвестной спирали развития объективной реальности: бесконечное чередование скачков - это линейное, ошибочное представление. В реальной действительности нет непрерывного чередования скачков. Процессы самоорганизации материи носят сходящийся характер, ибо возрастание уровня организации любой системы имеет свой предел, область насыщения (или, можно сказать, свой оптимум; определяемый целевой функцией и возможностями дальнейшего накопления информации в данной структуре).