• Закрытие девушки хиджаб. Как одеваться мусульманке

    1. Я думаю, что носить хиджаб не обязательно.

    Когда человек уверовал в Аллаха и признал своей религией ислам, он принимает его как систему и образ жизни. Верующий человек не может принимать одну часть религии и отказываться от другой. Хиджаб – предписание ислама, и верить в Аллаха – значит стремиться к исполнению Его предписаний. В Коране сказано: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими» (24:51).

    2. Мои родители против того, чтобы я носила хиджаб, я не могу их не слушаться.

    Девушка не может ослушаться родителей, но может ослушаться Аллаха? Кто создал вас и ваших родителей? Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Нет послушания творениям в ослушании Творца».

    Послушание должно быть, но только тогда, когда оно не идет вразрез с предписаниями Всевышнего:

    «А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им» (31:15).

    3. Моя работа не позволяет мне ходить в хиджабе.

    Мусульманке не предписано выходить из дома в неподобающей одежде, каждая мусульманка должна знать, что представляет собой мусульманское одеяние и стараться придерживаться его, стремясь к довольству Аллаха. Если работа не позволяет этого, то следует найти другую работу, так как работодатель должен ценить вас за ваши знаки и навыки и не ущемлять ваши религиозные права. Обретя искреннее намерение, Аллах не оставит вас и ниспошлет решение.

    «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2-3).

    4. В хиджабе очень жарко.

    Шайтан стремится отвести женщину от пути истины всяческими способами, нашептывая свои наущения, и она начинает искать оправдания во всем. Хиджабы бывают разных материалов и тканей, в которых не только не жарко, но они спасают от жары. Внешние трудности – это лишь испытания нашей веры, в каком направлении мы сделаем свой выбор.

    5. Я боюсь, что если надену хиджаб, то потом сниму его.

    Если бы люди руководствовались подобной логикой, они бы никогда не совершали поклонение. Люди не совершали бы намаз, боясь оставить его в будущем. Надеть хиджаб – это не действие, связанное с внешним завязыванием платка, это внутреннее состояние, мировоззрение и позиция, обретя которые не так то и просто от них отказаться. Возможно, по–началу существует определенный страх, тем не менее. Если вы будете придерживаться руководства и предписаний, то несомненно познаете сладость веры и не захотите пренебрегать предписанием Всевышнего.

    6. В хиджабе я никогда не найду мужа.

    Разве вы хотите в мужья того, кто не хотел бы следовать пути, предписанным Всевышним? Любой верующий мужчина хочет в жены праведную жену, с которой он бы смог построить семью, которой был бы доволен Аллах. Если вы мечтаете о счастье в браке, о семье, которой бы был доволен Аллах, вы должны следовать Его предписаниям и обрести праведного человека, который укреплял бы и поддерживал бы вас в вере. Каждый находит то, к чему стремится, и в хиджабе вы найдете именно того, для кого вера играет первостепенную роль.

    7. Я не могу прятать красоту, которой Аллах благословил меня.

    Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (24:31).

    Хиджаб не способен скрыть красоту женщины, он лишь показывает ее в той мере, которая предписана мудростью Всевышнего.

    8. Я надену хиджаб, когда того захочет Аллах.

    Разве Аллах не захотел этого, когда сделал вас мусульманином и ниспослал Свое руководство?

    9. Я еще молода, я надену хиджаб, когда буду старше.

    Вы можете гарантировать свою жизнь наперед и быть уверенным, что доживете до определенного возраста? Нет, никто не может, никто, кроме Аллаха, не знает, сколько человеку отведено, поэтому, думая, что вы наденете хиджаб в определенный день, вы не знаете наступит ли этот день вовсе.

    10. А что подумают люди?

    И наверно, одна из самых значимых причин, почему девушки бояться хиджаба – это мнение окружающих, кто и что подумает. Хиджаб – это поклонение, которое не подчиняется мнению людей и их собственному выбору, так как они установлены самим Всевышним Аллахом. На пути к довольству Всевышнего и в надежде на Его милосердие и успех в джаннате, человеку приходится делать выбор в ту или иную сторону. Определите прерогативы и придерживайте того, что действительно важно для вас.

    Хиджаб» в переводе с арабского языка означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдая определённые требования и условия, предъявляемые к понятию «хиджаб».

    Для того чтобы покрытие тела считалось «хиджабом», нужно соблюдать требования, которые есть в Исламе, то есть просто одежда, номинально закрывающая определенные части тела, не будет считаться хиджабом. Ниже мы напишем о достоинстве хиджаба, условиях, предъявляемых к нему, и о том, какие части тела нужно обязательно закрывать женщине.

    Достоинство хиджаба

    1) Подчинение Аллаху и Его Посланнику .

    Аллах в Коране сказал:

    وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى اللَّهُ وَرَسُولُهُ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ الْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا مُّبِينًا

    Смысл: «Нет верующему и верующей иного выбора после решения Аллаха, и Его Посланника, кроме как подчинение (этому решению), и тот, кто ослушался Аллаха и Его Посланника, поистине, впал в заблуждение… » («аль-Ахзаб», аят 36). А Аллах повелевает женщине закрывать все части тела, кроме лица и кистей рук. В Коране говорится:

    وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا

    Смысл: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них » («ан-Нур», аят 31).

    Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    المرأة عورة

    «Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин) » (ат-Тирмизий).

    2) Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет ее честь

    Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скром-ность мусульманки. Аллах в Коране сказал:

    يَا أَيُّهَا النَّبِيُّ قُل لِّأَزْوَاجِكَ وَبَنَاتِكَ وَنِسَاء الْمُؤْمِنِينَ يُدْنِينَ عَلَيْهِنَّ مِن جَلَابِيبِهِنَّ ذَلِكَ أَدْنَى أَن يُعْرَفْنَ فَلَا يُؤْذَيْنَ

    Смысл: «О Пророк! Скажи твоим жёнам , твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милостивый » («аль-Ахзаб», аят 59). То есть, чтобы им, мусульманкам, не наносили вред, путая с грешницами и блудницами.

    3) Хиджаб – это чистота.

    Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей, как сказал Всеышний Аллах:

    وَإِذَا سَأَلْتُمُوهُنَّ مَتَاعًا فَاسْأَلُوهُنَّ مِن وَرَاء حِجَابٍ ذَلِكُمْ أَطْهَرُ لِقُلُوبِكُمْ وَقُلُوبِهِنَّ

    Смысл: «…Если вы просите у них (жён Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец…» («аль-Ахзаб», аят 53). Аллах Всевышний Сам описывает хиджаб как чистоту для сердец.

    В другом аяте сказано:

    فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ

    Смысл: «…и не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чьё сердце поражено недугом (мерзкими мыслями и слабостью веры) …» («аль-Ахзаб», аят 32). Эти аяты обращены к жёнам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), соответственно, это пример и указание к действию для всех мусульманок.

    4) Хиджаб – это признак богобоязненности .

    Аллах в Коране сказал:

    يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْءَاتِكُمْ وَرِيشًا وَلِبَاسُ التَّقْوَىَ ذَلِكَ خَيْرٌ

    Смысл: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше… » («аль-Араф», аят 26). Женщина, надевающая хиджаб, проявляет подчинение Аллаху, а это есть признак набожности. Очень много можно писать про пользу хиджаба, но мы ограничимся приведённым выше.

    Условия хиджаба.

    У хиджаба есть определённые условия, при их несоблюдении покрытие не будет считаться хиджабом:

    1) Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые обязательно нужно прикрывать).

    2) Чтобы одеяние не было привлекательным, то есть, чтобы не было само по себе как украшение, вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин.

    3) Чтобы одеяние было из плотного материала (не прозрачным), прозрачным считается, когда виден цвет кожи женщины через материал.

    4) Чтобы было широким (не облегающим), которое не подчеркивает силуэт женского тела.

    5) Чтобы не было от одежды приятного запаха благовонья и т.д., то есть запах, который ощущают окружающие мужчины.

    6) Чтобы одеяние не было подобным одеянию иноверцев.

    7) Чтобы не было цели добиться известности среди людей посредством этого одеяния, то есть не выявляться из толпы людей, будь это цветом или какими-то узорами и т.д.

    На сегодняшний день немногие из девушек соблюдают все эти пункты. Хотелось обратить внимание на седьмой пункт, потому что часто бывает так, что всё соблюдается, однако нарушается последнее из перечисленных условий, например, девушка одевается в слишком яркие и пёстрые цвета в тех местах, где обычно носят тёмные цвета. И наоборот, девушки носят черные цвета в тех местах, где носятся более яркие цвета, тем самым она выделяется из общества мусульман, а порой может вызвать и отрицательную реакцию по разным причинам и проблемам данной местности.

    Аврат женщины, и какие части тела нужно закрывать.

    Аврат женщины – это части тела, которые по Исламу нужно обязательно закрывать. И в зависимости от того, кто рядом с ней (мужчины, женщины, родные и т.д.) принимается решение относительно границ аврата на теле женщины.

    У свободной женщины (не рабыни) есть четыре положения в отношении её аврата, соответственно, то, что нужно закрывать:

    1) По отношению к чужим мужчинам – все её тело аврат, как пишется в «Хашият Иа-нат ат-Талибин». Насчёт границ Аврата женщины есть разные мнения учёных. Некоторые из числа Шафиитов сказали, что все тело её Аврат, кроме лица и кистей рук. Например, Закария аль-Ансарий сказал:

    وعورة الحرة في الصلاة وعند الأجنبي ولو خارجها جميع بدنها إلا الوجه والكفين ظهراً وبطناً إلى الكوعين

    «Аврат женщины в молитве и вне молитвы перед чужими мужчинами – всё тело, кроме лица и кистей рук – явная сторона и внутренняя до запястий » («Асналь-маталиб»).

    Но более весомое слово, что аврат в отношении взглядов чужих мужчин у женщины также являются лицо и кисти рук, т.е. всё тело. Однако закрывать полностью лицо и кисти рук не нужно, а чужому мужчине запрещено смотреть в лицо чужой женщине, независимо от того, есть в этом смута или нет. Так пишется в книге «Тухфат аль-мухтадж».

    2) По отношению к Махрамам (кровным родственникам-мужчинам, - отцу, родному брату) или в уединении ее аврат – то, что между пупком и коленями («Хашият Ианат ат-Талибин»).

    3) По отношению к женщинам-иноверкам ее аврат – все тело, кроме тех частей тела, которые выявляются, когда она занимается работой (шея, руки по локоть, уши и т.д.).

    4) При совершении молитвы ее аврат – все тело, кроме лица и кистей рук («Хашият Ианат ат-талибин»). Если женщина совершает молитву в облегающих, но не просвечивающих вещах, то молитва не нарушается, однако это порицаемо.

    Подбородок женщины

    Как мы упомянули выше, женщина обязана закрывать всё своё тело, кроме лица и кистей рук. То есть все, кроме овала лица, и все, что выше запястий, нужно закрывать. Границами лица являются: расстояние от уха до уха в ширину и от места роста волос, сверх лба, до нижней части подбородка, значит, низ подбородка является авратом.

    Исходя из этого, сам подбородок закрывать не нужно, кроме как если по-другому хиджаб не держится. Но место внизу подбородка до шеи, закрывать нужно обязательно, если не закрыть эту часть в молитве, то и молитва будет недействительной.

    Если стало ясно о границах аурата, соответственно нужно закрывать весь аурат, в том числе нижнюю часть челюсти, от подбородка. О аврате женщины написано во всех известных книгах фикха как: «Ианат», «Канзу Рагибин», «Тухфат аль-Мухтадж»

    Цвет хиджаба

    Мы упомянули все условия одеяния женщины для того, чтобы ее внешний вид соответствовал Исламу. Среди этих условий не оговаривается обязанность носить хиджаб черного цвета. Носить именно чёрный цвет для женщины не является сунной, но является дозволенным, равно как и для мужчин. Учёные едины в том, что дозволено носить одежду чёрного цвета мужчинам и женщинам, потому как Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

    خرج النبي صلى الله عليه وسلم ذات غداة وعليه مرط مرحل من شعر أسود

    «Вышел Посланник Аллаха (мир ему и благословение) и на нём был плащ в полоску из чёрного меха ». (имам Муслим). Слово «миртун» – это плащ, который делают из шерсти, а иногда из хлопка или шелка.

    Также Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

    جعلت للنبي صلى الله عليه وسلم بردة سوداء فلبسها

    «Я сшила Пророку (мир ему и благословение) плащ чёрного цвета, и он его надел » (Ахмад, Абу Давуд, Ибн Хаббан).

    Что касается женщин, то черный цвет для них также дозволен, однако не является сунной. А доводом является рассказ Умму Халида (да будет доволен ею Аллах):

    أتي رسول الله {صلى الله عليه وسلم} بثيابٍ فيها خميصة سوداء

    «Пророку (мир ему и благословение) принесли чёрную рубаху, и он спросил :

    من ترون نكسو هذه الخميصة

    «Как вы думаете, на кого мы наденем рубаху эту? » Народ замолчал, и Пророк (мир ему и благословение) сказал:

    ائتوني بأم خالد فأتيه

    «Приведите ко мне Умму Халид! » Меня привели к Пророку (мир ему и благословение) и он своими руками надел на меня рубаху»». (имам аль-Бухари). Этот хадис указывает на дозволенность ношения, но не сунну (желательность).

    Жёны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и сподвижницы одевались в белый, красный, оранжевый, серый и чёрный цвета. То есть, нет определённого цвета, носить который является сунной.

    Пусть женщина одевается в тот цвет, который не будет в данной местности бросаться в глаза и выделять её из толпы мусульман. Принципиальный подход к таким моментам может только оттолкнуть людей от себя и от нашей религии.

    Туника и брюки

    Если женщина надевает длинное платье до щиколоток, не облегающее, то нет никаких проблем в том, какие брюки по размеру, цвету и т.д. она наденет снизу, потому что это никто из чужих мужчин не видит. Более того в холодных странах пусть так и носит.

    Если же она наденет просто брюки без платья поверх них и т.д., то это запрещено, потому как это уподобление женщины мужчинам. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказал:

    لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم المخنثين من الرجال، والمترجلات من النساء

    «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проклял женоподобных мужчин и мужеподобных женщин » (Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Маджх, Абу Давуд).

    Но если платье ниже колен или вообще только до колен, то какое положение данного вопроса в Исламе?

    Если платье будет выше колен, то запрещено носить брюки под этой туникой или платьем (коротким), ибо это уподобляет женщину мужчине.

    Если же платье ниже колен, то дозволено надеть брюки с условием, чтобы брюки были широкими, не подчёркивающими силуэт ног.

    Что касается ношения брюк под туникой, то туника так же, как и платье, должна быть не облегающей, ниже колен и т.д. и можно надеть под такую тунику широкие брюки, не подчёркивающие силуэт ног. Если же туника выше колен, то нельзя носить брюки под туникой.

    Это исходя из того, что написано выше об аврате женщины и условиях хиджаба, а также подобный вопрос был задан Шейху Ратибу ан-Наблюсий, на что он ответил подобным образом, что нужно сверху одеть широкую и длинную одежду, и под ними брюки.

    Да поможет нам Аллах видеть истину истиной, а ложь ложью, и следовать истинному пути

    Здравствуйте, уважаемые читатели. На написание этой статьи меня подтолкнул ничем не примечательный, но очень показательный факт. Вчера в одной из социальных сетей ко мне в друзья «постучалась» одна особа. Обычно я всегда соглашаюсь дружить с людьми, но ее предложение намеренно отклонил. Хотите знать, почему так поступил? Поверьте, на то было очень веское основание…

    Девушка явно родом с (на странице даже город был указан, не буду разглашать подробностей), одета как «ночная бабочка» — губы ярко накрашены, огромное декольте, длинная юбка, шпильки на ногах, улыбка в 32 зуба. Вы скажете, что «ничего особенного, сегодня половина интернета такие вот чуда», но… голову этой мадам «украшает» мусульманский платок, аккуратно завязанный в виде хиджаба.

    Не сказать, что я глубоко верующий человек, но в тот момент единственное, что смог произнести – Альхамдулиллях! Конечно же, дословно это выражение переводится как «Хвала Аллаху», но чаще всего употребляется мусульманами, когда что-то действительно «поражает сознание». Вот и в этом случае вид этой «мусульманки» настолько поразил меня, что больше ничего не смог выговорить.

    Не смотря на то, что в статье мною был проведен небольшой доказательный анализ в пользу ношения традиционного исламского головного убора, то в этой ситуации я бы с удовольствием сорвал бы платок с головы этой мадам. Более того, вообще запретил бы носить мусульманское одеяние в подобном виде. Не хочется дальше разглагольствовать по поводу «запрета ношения хиджаба», лучше посмотрите интересную дискуссию на эту темы в программе Владимира Соловьева:

    В комментариях буду рад прочитать ваше мнение по поводу всего того, что было сказано в видео. Ниже больше ни слова не напишу о той «мусульманке», так как главная цель статьи – разобраться в разновидностях мусульманских платков мифах, которые сложились вокруг их ношения. Если честно, до написания этой статьи сам не очень ясно понимал, какие виды одеяния у женщин есть в . Но, теперь разобрался и спешу рассказать вам об этом. Поверьте, вы сделаете для себя много интересных открытий.

    Мусульманский платок – мифы и виды женских головных уборов

    Если спросить простого обывателя, какие он знает традиционные мусульманские головные уборы, то, в лучшем случае, можно услышать – хиджаб, паранджа и чадра. Но, сможете ли вы отличить, к примеру, паранджу от чадры? Вот тут и возникают сложности, хотя у вашего покорного слуги тоже серьезные «проблемы» с этим. Давайте вместе разберемся, что есть что. Вот, смотрите:

    Теперь, думаю, понятно, что паранджа – самое строгое мусульманское одеяние. И отличается от чадры тем, что лицо прикрывается сеткой. Кроме названных выше трех видов женской религиозной одежды, в Исламе есть еще более десятка разновидностей. О них мы поговорим ниже, а сейчас хотелось бы развеять некоторые мифы, которые сложились вокруг хиджаба и иже с ним.

    • Миф №1 – Коран строго требует от мусульманки прятать свое лицо.

    Если Вы мне покажете в Коране хоть один аят, который бы обязывал женщин прятать свое лицо, то я публично перед всеми принесу извинения и можете считать меня невежей. Итак, открываем 24 суру Священного Писания, которая называет «Ан-Нур» (Свет) и видим:

    «Скажи верующим женщинам, что им приказано не показывать обольщающую мужчин телесную красоту – места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, КРОМЕ ЛИЦА и кистей рук. Скажи им, чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала».

    Таким образом, Коран требует от женщин прятать волосы, грудь, шею, плечи, но не все лицо. Другое дело, что некоторые люди специально трактуют требования Корана так, как это выгодно им. На почве этого и возникают всякие споры и непонимания. Кстати, вот один из споров:

    • Миф №2 – девочки должны одевать хиджаб с момента совершеннолетия.

    Это даже не миф, а некоторое заблуждение, так как многие путают современное понимание «совершеннолетия» от мусульманской трактовки. В Исламе женщина обязана носить хиджаб с момента наступления мукалляфа – времени умственного и полового созревания. Здесь очень важно, чтоб человек должен созреть умственно.

    В самом исламском мире мнения разделились по поводу времени наступления мукалляфа. Одни ученые мужи считают, что оно наступают до 15 лет, когда формируются вторичные половые органы. Другие же утверждают, что человек становится мукалляфом только после полного полового созревания. Наверное, поэтому в некоторых арабских странах принято выдавать девочек замуж до 15 лет. Чему вы удивляетесь? Есть предположения, что Дева Мария вышла замуж за Иосифа в 12 лет…

    • Миф №3 – мусульманский платок запрещают только в христианских государствах.

    Одной из первых стран, в которой было запрещено ношение хиджаба в государственных и образовательных учреждениях, стала исламская Турция. Закон о запрете был принят в далеком 1925 году. После этот же запрет был введен в Тунисе, Таджикистане, Казахстане и вот недавно в Азербайджане (заметьте, все мусульманские республики), что вызвало бурное негодование среди верующих:

    Что уж говорить о Франции, Голландии, Германии и Бельгии! Только меня лично поражает один факт – как эти европейцы разрешают чудовищные однополые браки, гей-парады и прочую ересь, но запрещают религиозные предпочтения людей? Это вопрос, над которым нужно задуматься.

    При желании можно много мифов развенчать, но не будем раскрывать всех карт. Лучше разберемся, какие виды женских головных уборов сегодня больше всего распространены в Исламе. Нужно понимать, что традиции ношения мусульманских головных уборов могут сильно различаться в разных уголках мира, в силу устоявшихся в обществе нравов, обычаев и отношений полов.

    Выше уже были названы три вида головных уборов – это:

    Хиджаб – одежда, покрывающая тело женщины с головы до ног, но лицо остается открытым. Шариат – гласит, что хиджаб должен быть длинным, но не обтягивающим и не вызывающим. Кстати, у нас же сложился неправильный стереотип – под хиджабом мы подразумеваем мусульманский платок , что не есть верно.

    Паранджа – от персидского слова «фараджи» — верхняя одежда с длинными рукавами, раньше носили и мужчины. Сейчас больше всего распространено в Центральной и Средней Азии. Как уже отмечал, паранджа покрывает все тело, а на лице – сетка (чаще всего изготавливается из конского хвоста). Кстати, в знаменитом фильме «Белое солнце пустыни» Гульчатай и все другие жены Абдуллы были одеты именно в паранджу.

    Чадра – большой легкий халат-покрывало из добротной ткани белого, черного либо темно-синего цветов, которое прикрывает все тело. Чаще всего, женщины надевают чадру при выходе на улицу. Кстати, имеет две разновидности:

    • с открытым лицом (называется «чаршоу») больше распространено в Азербайджане и на юге ;
    • с проемом для глаз (традиционный вид чадры) распространен в Иране. Вот интересный репортаж из Франции о чадре:

    А теперь поговорим о тех головных уборах, которые мы не упомянули…

    Никаб – головной убор с прорезью для глаз. Состоит из трех частей – налобной повязки и двух платков, пришитых к повязке. Один платок пришивается спереди в двух местах (что оставляет прорезь для глаз), второй – пришивается сзади без всяких прорезей и прикрывает волосы и шею.

    Джилбаб – преимущественно верхняя одежда мусульманки, покрывающая все тело женщины, за исключением рук и ног. Лицо может прикрываться отдельным платком, но может и не прикрываться. В данный момент практически потерял свое предназначение, так как словом «джильбаб» в арабском мире называют любую верхнуюю одежду – пальто, плащ или платье.

    Бурка – нет, это не знаменитое кавказское одеяние из овечьей либо бараньей шкуры. В нашем случае, буркой называют разновидность паранджи, распространенной в Пакистане. Отличие состоит в том, что бурку можно носить и с открытым лицом. Кстати, чаще всего месте с буркой носят еще и специальную тюбетейку.

    Уже устали? Я же говорил, что мусульманский платок «не одинок». Представляете, как у меня «кипели мозги», когда разбирался во всем этом. Так, вот еще несколько вариантов – дупатта, химар, аль-амира, шейла. Не буду подробнее описывать их, лучше посмотрите картинку:

    Есть еще более десятка разновидностей ношения мусульманских платков, но выше показаны самые распространенные из них. Если вы знаете еще какие-то способы, то напишите, пожалуйста, в комментариях. Нам всем будет интересно узнать еще больше о культуре ношения женского головного убора.

    На этом я заканчиваю, но очень скоро, по просьбам читателей, напишу интереснейшую статью о роли и месте женщины в Исламе. Поверьте, здесь очень много тонкостей, нюансов и стереотипов, которые требуют трезвой оценки.

    Я никогда не писала ничего личного о ношении хиджаба, ибо считала, что об этом написано и так немало. Иногда я думаю, что этому аспекту уделяется излишне повышенное внимание в ущерб получению исламских знаний и поклонений.

    Платок является символом мусульманки и отличает ее от других женщин. Многие представители других конфессий относятся к нему настороженно или же, наоборот, пытаются понять суть ношения хиджаба. Столь много мусульманок уже отвечали на этот вопрос, что я не вижу особого смысла добавлять что-то еще.

    За те семь лет, что я являюсь мусульманкой и выполняю предписания Ислама, наиболее часто звучит вопрос: «Почему ты носишь это?»

    Это – хиджаб. За эти годы я носила и бандану, покрывающую волосы, и химар, полностью скрывающий очертания тела и лицо. Мне нравится выбирать стиль хиджаба, наиболее подходящий к моей одежде и настроению, находить то, в чем мне комфортнее всего. Сейчас мой любимый стиль – свободный, со множеством драпировок. И мои платки отражают не столько этнический, а мультикультуральный аспект.

    Причина, по которой я начала носить хиджаб, это вера в исламские предписания. Я произнесла шахаду и стала мусульманкой в городе, где подавляющее большинство населения носило исламскую одежду. Носить хиджаб и даже никаб не было проблемой и я не чувствовала негативной реакции окружающих. Это было там нормой, и я поняла, что мне нужно поступать точно так же.

    Известны аяты Корана и хадисы Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), а также свидетельства его супруг и сподвижников, из которых ясно свидетельствует предписание женщинам покрывать голову и все тело. Так поступали самые первые мусульманки.

    Как большинство женщин, я иногда колебалась относительно хиджаба, но никогда не ставила под сомнение его обязательность, предписанную Кораном. Были моменты, когда я не покрывалась из-за работы, когда работодатель не позволяет мусульманкам носить головной убор вопреки гарантированной Конституцией свободой вероисповедания в США. Но я всегда испытывала некую вину из-за того, что не носила хиджаб, и чувствовала, что должна вернуться к нему.

    Кроме того, простой ответ, что я мусульманка и ношение хиджаба предписано религией, не удовлетворяет многих людей, и они хотят узнать, зачем мне хиджаб, тем более что другие мусульманки не всегда покрывают голову.

    Я не могу отвечать за остальных мусульманок и почему они не носят хиджаб, я не могу сказать, что они думают по этому вопросу. Я не могу их судить, ведь я не знаю, какие у них есть жизненные обстоятельства. Я могу только сказать, какова моя цель и в чем для меня преимущество ношения платка.

    Скромность. Когда я одета должным образом, я не демонстрирую окружающим очертания своего тела. Люди оценивают меня не по одежде, а по моим поступкам и речам, насколько я хорошо делаю свою работу и каким образом взаимодействую с другими, а не смотрят, являюсь ли я красивой и соответствующей «модным» стандартам.
    С этой же точки зрения, я оберегаю свою красоту от посторонних глаз и сохраняю ее для моего супруга. И он знает, что ему не приходится делить меня с кем бы то ни было. В мою сторону не направлено повышенное мужское внимание, и это не заставляет его чувствовать неуверенно или меня – ощущать неуважение к себе.
    Я заметно отличаюсь от других, потому что я мусульманка. Большинству людей это внушает уважение. Они видят, что такой женщине, как я, нельзя свистеть вслед или делать непристойные предложения. Они понимают, что со мной нельзя познакомиться в баре или ночном клубе, и даже на улице или в офисе. Существует определенный уровень уважения, когда мужчины не относятся ко мне так же, как к другим окружающим их женщинам, и считают, что я не стану их легкой добычей. В самом деле, я заметила, что большинство из них, и даже немусульмане, относятся ко мне более по-джентльменски! Они открывают передо мной дверь, уступают место в транспорте и помогают, когда мне это необходимо. В целом, я испытываю к себе большое уважение со стороны других.
    Ношение мусульманского головного убора напоминает мне о своих обязанностях. Я становлюсь еще лучше, когда ношу платок, так как он напоминает мне о том, какого поведения и уровня нравственности ожидают от меня окружающие. Менее вероятны ситуации, что я потеряю самообладание, и высок шанс того, что я буду доброй и милосердной в трудных ситуациях.

    По моему опыту, хиджаб является очень полезным. Не только потому, что он гарантирует мне защиту и безопасность, также я стремлюсь угодить Создателю, выполняя Его предписания. Отмечу, что моя жизнь стала более комфортной благодаря платку.

    Вопреки тому, что многие думают о моей обязанности носить хиджаб (и так называемых страданиях), я не испытываю дискомфорта или ущемления моих прав. Платок открывает передо мной новые возможности и является моим личным выбором, а не следствием давления со стороны семьи или кого бы то ни было.

    Я независимая американская мусульманка с высокой степенью личной свободы и самореализации. Платок никогда не служил мне препятствием для достижения целей, а сделал мою жизнь более комфортной, помог гармонично взаимодействовать с близкими и социумом.

    Действие запрета на буркини — мусульманского купального костюма. Тем не менее французские курортные города, которые и пытались ввести такой запрет, сопротивляются этому решению. Скандал вокруг буркини коснулся не только Франции — его активно обсуждают по всему миру; ключевой момент этой дискуссии связан с давней проблемой нетерпимости к мусульманской одежде в светских западных странах. По просьбе «Медузы» на стыдные вопросы о хиджабе и парандже, а также о сопутствующих предрассудках отвечает Ахмет Ярлыкапов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО.

    Что такое паранджа? И чем она отличается от хиджаба?

    Паранджа — это исламский предмет одежды. «Классическая» (среднеазиатская) паранджа — это длинный халат с ложными рукавами, который скрывает все тело, оставляя открытым лишь лицо. Лицо, как правило, закрывают чачваном — плотной сеткой из конского волоса, которую можно поднимать и опускать.

    На паранджу похожа бурка, но это другой вид мусульманской одежды. Бурка — это покрывало, которое закрывает тело с головой, для глаз в нем оставляют затянутую сеткой прорезь. Запрещенный во Франции мусульманский купальный костюм буркини к бурке не имеет отношения. Во-первых, буркини не закрывает лица женщины, а во-вторых, это костюм, а не покрывало; его задача — скрыть очертания тела купающейся женщины.

    Из других видов женской мусульманской одежды распространена чадра — легкое покрывало, обычно темного цвета, закрывающее все тело женщины с головы до ног. Сама чадра не закрывает лицо, для этого может использоваться дополнительный кусок ткани или головная накидка никаб, прячущая волосы и лицо женщины и оставляющая лишь прорезь для глаз.

    Многие разновидности мусульманских головных уборов в Европе называют хиджабом. Это неправильно, поскольку хиджаб — это любая женская одежда, соответствующая нормам шариата. Такая одежда должна закрывать все тело и волосы женщины; непокрытыми можно оставить лишь лицо, кисти рук и ноги ниже щиколоток. Это могут быть платок, кофта с длинными рукавами и юбка до пола.

    Все ли мусульманки должны носить паранджу?

    Нет. Верующие мусульманки должны носить при посторонних мужчинах хиджаб — одежду, закрывающую тело и волосы (кстати, костюм буркини обязателен на пляже, поскольку по сути это купальный вариант хиджаба). Есть страны, в которых носить хиджаб обязаны все женщины, причем независимо от вероисповедания, — такое требование существует в Иране и Саудовской Аравии. В светских странах такой обязанности у женщин нет: например, в Турции до недавнего времени женщинам даже было запрещено появляться в хиджабе в государственных учреждениях. Впрочем, сегодня Турция несколько ослабила этот запрет; теперь женщины могут появиться в хиджабе в государственном учебном заведении.

    В Коране про хиджаб что-нибудь говорится?

    Да. О том, как должны выглядеть верующие мусульманки, говорится в основном в двух аятах (то есть стихах) Корана. В одном из них (Сура 24 «Свет», аят 31) говорится, что женщины должны «опускать свои взоры», «не выставлять напоказ своих прикрас» и «прикрывать своими покрывалами вырез на груди». Там же сказано, что мусульманки не могут «показывать свою красу» никому, кроме родственников и немногочисленных приближенных, которых допускают в дом (например, слуг и детей).

    Другой стих (Сура 33 «Сонмы», аят 59) также указывает верующим женщинам на необходимость «опускать на себя покрывала»: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный».

    Зачем женщины носят паранджу?

    Это не всегда объясняется нормами ислама. Иногда требование носить одежду, полностью скрывающую женское тело, обусловлено, скорее, культурными особенностями. Паранджа связана с традицией женского затворничества, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция подкреплялась местными морально-этическими нормами, неотъемлемой частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городских элит, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов.

    С приходом ислама явление обрело религиозные обоснования и широко распространилось, выйдя за пределы высших слоев общества. Мусульманские нормы обеспечили дополнительную легитимацию паранджи и подобных видов женской одежды — несмотря на то, что требования закрывать лицо при посторонних мужчинах нет даже в строгих исламских нормах. «Превышение» исламских требований как раз свидетельствует о культурных корнях этой одежды.


    Но ведь паранджа подавляет волю женщины?

    Сложно сказать. С одной стороны, женские накидки, покрывающие тело, изолируют их от остального общества, это символ их затворничества. Носить паранджу или бурку обычно требуют сторонники самых консервативных форм ислама, которые считают, что роль женщины в обществе ограничивается заботами о семье. В таких сообществах женщин действительно могут принуждать к ношению паранджи или бурки, причем нередко инициатива исходит от старших женщин.

    В некоторых странах появление женщины на улице без традиционной одежды может прямо угрожать ее жизни и здоровью — в такой ситуации сложно рассуждать о добровольном выборе.

    С другой стороны, многие мусульманки добровольно носят этот предмет одежды, руководствуясь глубокими религиозными взглядами. Кроме того, в свое время паранджа считалась одеждой женщин из зажиточных семей, то есть была в каком-то смысле символом богатства и влияния.

    Тем более нельзя дать однозначную оценку хиджабу. В современных западных странах в него облачаются не забитые бесправные женщины, но, как правило, гражданки этих государств. Они подчеркивают, что носят хиджаб, потому что сами этого хотят. Для таких мусульманок хиджаб — это способ их самоидентификации и символ их свободы, в том числе и той самой свободы выбора, за которую выступают защитники прав женщин на Западе.

    Есть ли в исламских странах движение против паранджи и другой подобной одежды?

    Да, есть. Например, в Иране в социальных сетях набирает силу движение My Stealthy Freedom («Моя тайная свобода»), инициатором которого стала живущая в Лондоне иранка Масих Алинеджад. Сторонницы этого движения выступают против обязательного ношения хиджаба и публикуют в интернете свои фотографии с непокрытой головой, в современной одежде и с макияжем. Судя по официальному сайту движения, число его сторонников составляет уже больше миллиона человек. В соцсетях также популярно движение иранских мужчин, которые надевают хиджабы в знак поддержки своих жен.

    Почему во Франции запретили паранджу?

    Это не совсем правда. Во Франции не запретили паранджу — в стране действует запрет на появление в ней и другой религиозной одежде в государственных учреждениях. То есть правильнее говорить об ограничении на ношение некоторых видов одежды в отдельных местах — в том пространстве, которое светское государство считает «своим». Кроме того, из соображений безопасности во Франции запретили появляться в общественных местах в одеждах, скрывающих лицо и фигуру. Насколько можно судить, дискуссии идут именно по поводу того, как сочетать принцип светскости с правом на свободу вероисповедания и на свободу самовыражения.

    Инфографика: группа "Инфографика TUT"