• Может ли ребенок в 6 месяцев. Развитие ребенка на шестом месяце жизни

    И снова юбилей! Малышу 6 месяцев! Это особенно важная дата в сознании всех родителей. Своеобразный рубеж, достигнув которого можно смело провести черту. Ребенок стал уже полноправным членом семьи, он растет и развивается, вы привыкли к нему, он уже знает вас. Радуется вам, просит у вас утешения. Вы с ним - единое целое. Позади трудные месяцы становления новой жизни, впереди - море открытий. Теперь у вашего малыша явно сформированы привычки, режим, вы понимаете его потребности. Перед вами человечек со своим характером, своим потребностями, возможно вам трудно, но и так радостно, интересно и вот уже вы не мыслите себе другой жизни, и не помните, какой она была до его появления на свет.

    Это своеобразный переходный период, в который происходит подготовка к «вертикализации» положения тела, подготовка к прорезыванию и начало прорезывания зубов.

    Что новенького?

    В 6 месяцев начинают прорезываться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт. Этот процесс доставляет крохе дискомфорт: усиленно выделяется слюна, десны припухают, болят и чешутся. Нередко повышается температура тела. Из-за этого малыш может стать плаксивым и раздражительным на какое-то время. В этот период очень важно очень хорошо мыть игрушки с мылом, полоскать их кипяченой водой - ведь кроха берет их в рот, трет ими десенки, и грязная игрушка может спровоцировать такую неприятность, как стоматит.

    Полезно знать

    Обычно у деток на шестом месяце прорезываются сначала центральные резцы - верхние или нижние. Важно знать, что сроки прорезывания зубов у деток отличаются, у кого-то они появляются уже в четыре месяца, а у кого-то и в девять.

    Малыш умеет лежа на спинке переворачиваться на бочок, потом на животик. Лежа на животике может одной ручкой опираться,другой держать игрушку. Может вертеться вокруг своей оси, пытаться встать на четвереньки, пятиться назад, вставать на четвереньки и пытаться ползать.

    Полезно знать

    Поскольку малыш уже освоил повороты во все стороны в горизонтальной плоскости, нельзя оставлять его без присмотра, особенно на высоте и без ограничений бортиками.

    Возможно ваш кроха уже уверенно сидит, а возможно только пытается удерживать спинку в новом положении. Вы можете усаживать ребенка у опоры.

    В 6 месяцев ребенок постепенно понимает, что у него есть две ручки. Предмет или игрушку он сначала может подержать в одной ручке, а затем переложить в другую. Также он осознает, что теперь может держать сразу две игрушки - по одной в обеих ручках. Пока что крохе легче схватить и держать предмет, чем бросить его, поэтому он постоянно оттачивает мастерство выпускания игрушек из ручек.

    На шестом месяце жизни кроха слышит и понимает речь взрослых, и сам активно общается, используя лепет. Кроме того, сейчас он говорит, даже находясь в одиночестве - ему интересны новые звуки, он тренирует свои речевые навыки, выдавая слоги: «да-да-да», «е-е-е», «гу-гу-гу», «бу-бу-бу» и другие. Постепенно кроха учится модулировать голос и тон.

    Ближе к первому полугодию жизни кроху ждет большой скачок в его психологическом развитии. Он хорошо различает чужих и своих, знает свое имя и отзывается на него. Новым в поведении крохи станет возникновение страха перед незнакомыми людьми. Теперь малыш может легко расплакаться на руках у «нового», но, как только мама берет его к себе, он сразу успокаивается. Такое отношение к «чужакам» продлится у крохи довольно долго.

    Как выглядит ребенок в 6 месяцев








    Физическое развитие ребенка в 6 месяцев


    В положении на спине ребенок хватает руками стопы своих ножек, играет ими, тянет себе в рот. Поднимает голову, смотрит перед собой и на свои ноги.

    В положении на животе редко лежит спокойно. Чаще всего разворачивается всем телом влево или вправо, причем делает это за счет использования перебирающих движений ручек. Иногда может помогать себе и ногами. Ребенок таким способом может развернуться по дуге в 360 градусов вокруг своего центра тяжести или, проще говоря, вокруг своего пупка. Если вы ненадолго вышли в другую комнату, вернувшись, можете обнаружить, что положение ребенка изменилось, - стороны, где находились голова и ноги ребенка, поменялись местами. При отсутствии движения ребенка вокруг оси попытайтесь вызвать его с помощью игрушки, которую надо перемещать по дуге вокруг ребенка.

    Малыш также свободно крутится во все стороны и по горизонтальной оси тела, легко переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Руки малыша настолько окрепли, что, когда он расставляет их и опирается на ладони, он может из положения лежа на животе высоко приподнять верхнюю часть своего тела. Некоторые дети могут при этом опираться не на обе руки, а на одну.

    Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта. Это еще не настоящее ползание, а подползание. Хотя некоторые дети уже с 5 месяцев могут передвигаться таким образом по комнате. Вообще, не следует особенно ориентироваться на ползание как критерий своевременного развития. Эта функция очень индивидуальна. Некоторые дети предпочитают быстро начинать вставать на ноги, вообще игнорируя разновидности горизонтального передвижения. Для стимуляции подползания прикрепляйте или кладите неподалеку яркие игрушки. Не забывайте о безопасности ребенка. Ведь ребенок тянет все к себе в рот.

    Тест
    Если поставить ребенка на ноги, он начинает стоять, опираясь грудью на опорную поверхность и помогая себе руками. Может переносить вес тела с ноги на ногу. Помните, что стимулировать таким образом функцию хождения не рекомендуется. Нельзя специально ставить ребенка, как в этом тесте, а тем более использовать ходунки - опорно-двигательный аппарат к ходьбе еще не готов.

    Тест
    Посаженный ребенок может сидеть самостоятельно и опираться на одну руку, используя вторую, чтобы дотягиваться до игрушек. При этом лопатки сведены друг к другу и верхняя часть спины разогнута. За счет такого выпрямления малыш может согнуть в локтях руки, приподнять их вверх и короткое время оставаться в положении сидя, без опоры на руки. В позе сидя также начинает формироваться и поясничный лордоз (прогиб в позвоночнике в области поясницы). Вы можете увидеть этот прогиб на себе. Однако не высаживайте ребенка регулярно. Тем более не усаживайте его в мягкие подушки. Это может способствовать развитию искривления позвоночника.

    Тест-игра
    В положении стоя при поддержке взрослым под мышки крепко опирается на ножки. Ранее у ребенка подгибались ноги в колене и бедре, теперь крепкая опора достигается тем, что ножки выпрямлены в суставах. Именно поэтому малыш может пружинисто подпрыгивать и в течение нескольких секунд сам удерживать вес своего тела. Разумеется, руки взрослого страхуют ребенка и не дают ему упасть в сторону.

    Еда ребенка в 6 месяцев

    Хорошо ест с ложки, которую держит взрослый, не только густую, но и полугустую пищу. Снимает с ложки пищу губами понемногу, а не просто ссасывает ее, как это мог делать раньше.

    Делает несколько глотков из чашки или пиалы, которую взрослый подносит к губам ребенка.

    Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

    Ребенок тянется рукой и старается схватить мелкие предметы: хлебную крошку, пылинку или даже узор на ткани. Для выявления негрубых нарушений зрения понаблюдайте, всматривается ли малыш глазами в предметы размером 1–2 мм, находящиеся от глаз на расстоянии примерно в 30 (20–40) см.

    Мелкая моторика и игра ребенка в 6 месяцев

    Свободно берет игрушку из руки взрослого, не только если ее подносят на уровне средней линии тела, а с любой стороны и из любого положения. Тянется к игрушке не двумя руками, как раньше, а одной рукой. Кроме игрушек, которые вы предлагаете, малыш стремится взять и те, которые видит сам и до которых может дотянуться. Для проверки этого навыка надо посадить ребенка себе на колени, а игрушку положить перед ним на стол.

    Ребенок может самостоятельно заниматься игрушками до 30–40 минут, не требуя вашего внимания. Он продолжает изучать игрушки. Учится играть игрушками в зависимости от их свойств. Рассматривает игрушку, прислушивается к издаваемым ею звукам. Гремит погремушкой. Обязательно пробует игрушку на вкус. Любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами. С 6 месяцев для ребенка можно купить специальный игровой центр с кнопками, рычажками, клавишами, крутящимися дисками и ручками. Игровой центр можно класть перед малышом или подвешивать к бортам кровати, манежа, позволяя ребенку действовать самостоятельно, извлекая из него различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. Рекомендуются также игрушки для ванны: ведра, чашки, плавающие предметы - лодки, рыбки, утки. С 6 до 9 месяцев прорезаются первые зубы, поэтому купите вашему сыну или дочери специальные каучуковые кольца для жевания. Хорошо приобрести плоскостной развивающий коврик с выпуклыми игрушечными фигурками, которые сделаны из разных по фактуре материалов (шелк, мех, пластик) и заполнены наполнителями (пластиковые горошины, целлофан и другие), а также способны издавать звуки при воздействии на них.

    В играх с предметами малыш демонстрирует достаточно ловкие движения. Умеет крепко держать игрушку, размахивать, стучать ею об стол. Перекладывает взятую небольшую игрушку (кубик или др.) из одной руки в другую. Может держать по игрушке в каждой руке.

    До середины 6-го месяца чаще всего хватает и держит игрушки всей кистью («обезьяний» захват). Однако к концу 6-го месяца жизни уже может брать игрушки другим, более удобным способом: продолжает брать предметы всей ладонью, но при этом противопоставляет большой палец остальным четырем (захват «клешней»).

    Четко различает мать, отца и других близких людей друг от друга. При попытке врача или незнакомого взрослого играть с ребенком - более четкая реакция «на чужого»: чаще всего настороженно разглядывает его, хмурится, может заплакать.

    Развивается использование жестов: тянет руки к взрослому (матери), когда хочет, чтобы его взяли на руки.

    Понимание речи ребенком в 6 месяцев

    Начиная с первых дней жизни вы все время разговариваете с ребенком при уходе за ним. Сейчас значение вашей речи возрастает. Ребенок приближается к пониманию смысла ваших слов. Поэтому кроме простых комментариев к вашим действиям, названий предметов описывайте словами его эмоциональное состояние, а главное - называйте его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я взял тебя на руки».

    Предречевое развитие ребенка в 6 месяцев

    Гуление гласными звуками переходит в лепет. В 5 месяцев лепет - это повторное повторение одного и того же слога: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «ля-ля-ля», «м-м-ма», «да-да-да-да-да». Из согласных преобладают «в», «б», «м». В 5 месяцев в лепете встречаются только те слоги, которые заканчиваются на гласные. Если до этого все дети агукали и гулили, используя звуки, общие для всех языков, то появление лепета является началом длительного процесса освоения именно тех слогов, которые специфичны для конкретного языка. Не случайно одновременно со слогами возрастает способность подражать, необходимая для освоения родного языка. Большая часть детей уже могут подражать сами себе в своем лепете. Некоторые дети также могут, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог вслед за ним. Для этого во время лепета ребенка можно вступать в перекличку с ним. Чтобы ребенок видел лицо и губы взрослого, произносящего слоги, вам лучше наклоняться поближе к лицу ребенка.

    Некоторые дети уже могут самостоятельно произнести изолированно какой-либо один слог без повтора («ба», «ма» или др.).

    Какой режим у ребенка в 6 месяцев

    Соблюдение привычно распорядка дня малыша все также важно для его здоровья и при этом достаточно удобно для родителей - исходя из режима сна-бодрствования, кормления и прогулок с ребенком, можно планировать собственные дела и занятия. Ночной сон ребенка в 6 месяцев длится не менее 10–11 часов. Промежутки бодрствования днем увеличиваются, но малыш по-прежнему спит 2–3 раза по 1,5–2 часа, то есть, всего 14–15 часов в сутки. Сон успешно можно совмещать с прогулкой, поскольку гулять с ребенком в этом возрасте необходимо не мене 2-х часов два раза в день.

    Каждое утро после обязательных гигиенических процедур следует делать простой массаж для ребенка 6 месяцев, суть которого состоит в поглаживаниях, похлопываниях, растираниях всех групп мышц с элементами гимнастики - сгибанием и разгибанием конечностей, корпуса. Такой массаж обладает общеукрепляющим действием, а также способствует поддержанию эмоционального контакта мамы с ребенком.

    Каждый день примерно за час до сна ребенка нужно купать. За полгода своей жизни малыш успел полюбить водные процедуры и ждет их с наступлением вечера. Приобретите яркие и интересные игрушки для ванной, и обычное купание превратится в увлекательный и интересный процесс.

    Полезно знать

    Чтобы сформировать режим дня крохи, на ночь укладывайте его всегда в одно и то же время, гуляйте не реже двух раз в день и, по возможности, хотя бы один раз укладывайте спать на свежем воздухе, утром и вечером делайте водные процедуры.

    Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

    Как кормить ребенка в 6 месяцев

    При грудном вскармливании изменяется режим кормлений. Ночью наиболее активное сосание смещается на последние 2–3 часа перед пробуждением. В первую половину дня насосавшийся за ночь малыш 6 месяцев редко прикладывается к груди, вечером прикладывания становятся частыми. В 6 месяцев срыгивания исчезают совсем или становятся единичными. Если появился первый зуб, во время кормления малыш может укусить вас за грудь, так как не знает еще своих новых возможностей.

    Период грудного вскармливания по возможности должен быть максимальным. Грудное молоко обеспечивает полноценное и правильное развитие ребенка, а также создает иммунную защиту. Поэтому очень важно как можно дольше сохранить естественное вскармливание. Постарайтесь сохранить лактацию в достаточном количестве, это поможет более спокойно перенести прорезывание зубов, ведь в этот период дети очень капризны, да и жевать припухшими деснами довольно болезненно

    Пришло время вводить прикорм. Нормы введения прикорма индивидуальны и зависят от многих факторов. Специалисты - диетологи советуют при введении прикорма ориентироваться на физическое развитие грудничка, а не только на его календарный возраст.

    Вот несколько основных признаков того, что малышу уже нужно дополнительное питание:


    • Его вес удвоился с момента рождения.

    • У него прорезаются зубы или есть признаки их скоро появления.

    • Он начал садиться самостоятельно.

    • Малыш интересуется взрослой пищей, пытается взять еду с тарелки или облизать пальчики.

    • Уверенно держит в руке ложку, игрушку, перекладывает ее из руки в руку.

    Не забывайте вести дневник, в который будете записывать дату введения прикорма, количество и реакцию на него, тогда будет легче сориентироваться при возникновении каких-то проблем. Запаситесь терпением и ни в коем случае не торопитесь с прикормом

    • Введение прикорма начинается с 0,5 чайной ложки перед кормлением грудью. Постепенно порция прикорма увеличивается в геометрической прогрессии до тех пор, пока им не заменяется все кормление.

    • Каждый новый продукт вводится не ранее, чем через 2 недели после предыдущего.

    • Вводить прикорм лучше во второе кормление.

    • Если ребенок отказывается или демонстрирует негативные реакции, лучше отложить введение этого продукта.

    С чего начать прикорм
    Давайте более подробно рассмотрим основные продукты прикорма для детей в возрасте 6 месяцев:


    1. Овощное пюре. Для его приготовления берутся только свежие овощи. Последнее время педиатры все чаще рекомендуют давать малышу паровую пищу, т.к. в этом случае сохраняется больше витаминов, чем в отварной. Пюре не нужно досаливать, а рекомендуется добавлять несколько капель растительного масла. Норма полной порции овощного прикорма для полугодовалого крохи составляет 170 мл.

    2. Безмолочные каши. Начинать прикорм стоит с каши, которая состоит из одного вида крупы, например овсяной, постепенно расширяя рацион ребенка и добавляя новые виды этого продукта. После того, как в рацион малыша ввели 4–5 видов каш, можно давать мультизлаковую. Норма полной порции безмолочной каши для этого возраста составляет 180 мл.

    Питание малыша искусственника в 6 месяцев
    Согласно мнению Всемирной Организации Здравоохранения. Согласно ее рекомендациям, в более раннем прикорме нуждаются именно детки-искусственники. Это объяснимо тем, что смесь, даже самая лучшая, не содержит в себе всех необходимых полезностей для роста и развития организма.

    Именно поэтому к 6 месяцам находящийся на искусственном вскармливании ребенок наблюдает в своем меню овощные пюре, кашки и другие вкусности, богатые витаминами.

    Что можно кушать полугодовалому малышу:


    • Овощные пюре и протертые супчики.

    • Каши, в том числе и молочные, если нет аллергии.

    • Творожок, кефир, йогурт.

    • Фруктовые пюре, соки.

    • Желток.

    • Сухарики, галетное печенье.

    Примерная схема кормления малыша в полгода выглядит так:

    • Кормление: смесь.

    • Кормление: каша, в которую можно добавить сливочного масла.

    • Кормление: протертый супчик из овощей. Для сытности можно добавить яичный желток или мясо, сваренное отдельно.

    • Кормление: фруктовое пюре, кефир или творог.

    • Кормление: смесь.

    Полезно знать
    Разнообразие в меню ребенка на искусственном типе вскармливания в 6 месяцев нужно вносить постепенно, наблюдая за реакцией маленького организма. Новые продукты вводятся маленькими порциями - с половины чайной ложечки. И не стоит спешить дать сразу все, ведь впереди еще целая жизнь.

    Нужно ли давать соки ребенку 6 месяцев
    За последние 20 лет мнение врачей о том, как нужно кормить ребенка в 6 месяцев и какой из соков вводить первым несколько изменились. Например, раньше прикорм начинали с натурального яблочного продукта. Однако стоит отметить, что последнее время педиатры не рекомендуют начинать прикорм с него, т.к. в нем содержится много кислоты, которая может раздражать слизистую желудка малыша.

    Какой стул у ребенка в 6 месяцев. Сколько раз он писает

    После 6 месяцев опорожняется малыш 1–2 раза в сутки или реже.

    С 6 месяцев ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря и пытается «сигнализировать» окружающим о необходимости опорожнить его (ребенок становится сосредоточенным, начинает тужиться, иногда плакать и успокаивается после мочеиспускания). С 6 мес. до 1 года кратность мочеиспускания составляет 15-16 раз в сутки.

    Как играть с ребенком в 6 месяцев

    Полугодовалый малыш демонстрирует более широкий спектр эмоций, он может явно выражать свое удовольствие и неудовольствие, требовать внимания, поэтому некоторые родители задумываются, чем же особенным занять ребенка 6 месяцев?

    Ребенку будет интересно все новое - расширяйте диапазон доступности новых предметов, давайте их рассмотреть, потрогать, произносите название. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики - предлагать малышу игрушки с вращающимися, движущимися деталями, бусинами, но при этом важно следить, чтобы игрушки были качественными и не рвались и не ломались. Также можно начинать развивать у малыша навыки активного слушания, читая сказки и стихи или включая аудиоспектакли. При этом важно, чтобы ребенок не отвлекался ни на что другое и учился слушать и воспринимать информацию.

    Какие новые игрушки можно приобрести


    • Игрушки для купания - плавающие фигурки - мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.

    • Игрушки, которые можно жевать.

    • Коробка или корзина для игрушек - малышу будет интересно исследовать ее содержимое.

    Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев
    Кнопочки на игрушках, коробочки.
    Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

    Ладушки.
    Классическая игра в ладошки со стишками.

    Все интересующие предметы.
    Безопасные предметы домашнего обихода - пластиковые, деревянные и металлические чашки, ложки и крышки от кастрюль.Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

    Полезно знать

    Для шестимесячного ребенка очень важны не только игры, включающие разнообразные движения, но и словесное общение. Причем, напевая ему песенки или проговаривая веселые ритмические стишки, вы побуждаете его подражать вам сначала зрительно (малыш смотрит на вас, пытается шевелить губами в ритм песенки или стишка или начинает размахивать ручонками) потом уже и вербально.

    Варианты игр с ребенком в 6 месяцев

    Разнообразьте тактильные ощущения.
    Из всех развивающих занятий для детей 6 месяцев это является одним из самых простых и легких. Просто поводите ручкой малыша по самым различным поверхностям: твердым и мягким, теплым и холодным, гладким и шероховатым - и он получит огромное удовольствие. Использовать допустимо не только игрушки, но и разнообразнейшие бытовые предметы типа ложек, кусочка шелковой или махровой ткани и т.п. Не забывайте вслух называть ощущения, которые испытывает в это время ребенок: это также будет способствовать развитию речи. Также приготовьте несколько мешочков с различными крупами - и маленьких, и больших. При их ощупывании кроха впервые познакомится не только с предметами различной фактуры, но и получит первое представление об их размерах.

    Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт.
    Если вы не знаете, как точно развивать ребенка в 6–7 месяцев, специалисты советуют начинать с самого простого. Размещайте игрушки не только вблизи малыша, но и на расстоянии, и рассказывайте ему о предметах, до которых он не может дотянуться. Позаботьтесь о том, чтобы они были самых разных цветов, желательно, чтобы среди них были и пестрые, и однотонные, а также выдержанные в темных и светлых оттенках. Поместите рядом с малышом несколько игрушек одного цвета и одну, резко отличающуюся от них по цветовой гамме, а затем понаблюдайте за реакцией сына или дочки.

    Показывайте фотографии мамы и папы При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на фотографии и говорите: «Это мама, а это папа».

    Купите книжки с картинками - деревянные, клеенчатые или из плотного картона.

    Постоянно разговаривайте с крохой.
    Все авторы пособий, в которых говорится о том, как можно развивать ребенка в 6 месяцев, сходятся на том, что с ним нужно беседовать как можно чаще: при кормлении, переодевании, во время прогулки. Старайтесь повторять звуки и звуковые сочетания, которые издает малыш, типа «угу», «ыгы» и др. Таким образом, вы сможете завязать с ним импровизированную беседу. Употребляйте короткие фразы и слова в разговоре и не раз возвращайтесь к ним. Гласные звуки и цепочки слогов можно даже пропевать: например, «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «ге-ге-ге» и т.д. Обязательно варьируйте интонации и проговаривайте звуки, например, округляя губы и надувая щеки.

    Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой.
    Сейчас очень важна подготовка мышц к ходьбе. Стимулируйте ползание малыша с помощью игрушки, выложенной перед ним. Делайте пальчиковую гимнастику, упражнения на расслабление пальчиков и кистей рук, такие, как поглаживания, «клевание» пальчиками, «окрашивание забора» - движение кистей вниз-вверх, влево-вправо;

    На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев

    Обратите внимание, если к полугодию кроха:

    • Не может схватить кубик.

    • Не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит.

    • Не просится на ручки.

    • Лежа на животике, не дотягивается до игрушки.

    В таком случае, обратитесь за советом к педиатру.

    Нужно ли идти в поликлинику в 6 месяцев? Прививки в 6 месяцев.

    Ежемесячный осмотр педиатра и диспансеризация в 6 месяцев. Возможны консультации невролога, окулиста и др. согласно графику предложенному в вашем городе.

    Плановая вакцинация:


    • АКДС - против коклюша, дифтерии и столбняка (3-я по счету).

    • 3-я вакцинация против гепатита В.

    • 3-я вакцинация против полиомиелита.

    Анализы (ОАК, ОАМ) проводятся перед каждой вакцинацией.

    При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

    Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.

    Физиологическое развитие малыша на 6 месяце

    Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.

    • Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
    • В ножках и ручках пропадает гипертонус.
    • Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
    • Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
    • Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
    • Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
    • Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
    • Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
    • Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
    • Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
    • Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
    • Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.

    Психическое и эмоциональное развитие

    • Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
    • Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
    • Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
    • Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
    • Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
    • Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.

    • Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
    • Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
    • Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
    • Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
    • Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
    • Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.

    Что должно насторожить

    • У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
    • Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
    • Не может переложить предмет из одной руки в другую.
    • Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
    • Не просит взять его на ручки.
    • Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.

    Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.

    Начало прикорма

    Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.

    Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.

    Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.

    Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.

    Приготовление овощного пюре

    • Обдать овощи кипятком.
    • Сварить (в воде или на пару).
    • Взбить при помощи блендера или протереть через сито.

    При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.

    Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).

    Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.

    Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.

    Отучаем от соски

    Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.

    Режим сна малыша в 6 месяцев

    Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.

    Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:

    • После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
    • Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
    • На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.

    В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.

    Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:

    • В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
    • Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
    • Катание теннисного шарика ладошками.
    • Массаж пальчиков.
    • Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
    • Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».

    Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.

    В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.

    Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.

    Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.

    Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев (видео)

    Наконец-то! Вот вы и подошли к первой серьезной дате в жизни вашего крохи – 6 месяцев. Для нас, взрослых, это не великий срок, но для ребенка первые полгода – знаковый рубеж. За прошедшие месяцы ваш малыш уже многому научился: начал постигать азы общения, переворачиваться и садиться, есть густую пищу. А что еще должен уметь ребенок в 6 месяцев?

    Что умеет ребенок в 6 месяцев: рост, вес, моторные навыки

    В течение первых месяцев жизни ваш ребенок набирал в весе примерно по 600-900 грамм в месяц. На этапе развития ребенка в 6 месяцев он уже должен быть в два раза тяжелее, чем при рождении. К этому времени он набирает вес примерно по 400 грамм в месяц. Скорость его роста также чуть снизится, примерно до 1,2 сантиметра в месяц.

    Если на пятом месяце развития малыш научился вставать на четвереньки, то в 6 месяцев ребенок, скорее всего, уже начнет самостоятельно садиться. Сперва он будет опираться на ручки, помогая себе, но очень скоро сможет сидеть без всякой поддержки. И будет делать это с огромным удовольствием! Ведь его кругозор в таком положении намного шире, он больше вовлечен в общение с окружающими и имеет больше возможностей для игр.

    Шестимесячный малыш уже давно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно, а некоторые дети к этому времени даже могут таким нехитрым способом передвигаться по полу. Они вполне способны ползти вперед, но чаще всего – двигаются пока только в направлении назад, отталкиваясь ручками от пола и скользя на животе. Как бы потешно и нелепо это ни выглядело – малыш делает все правильно: он двигается в ту сторону, куда ему с точки зрения мышечного напряжения двигаться легче и удобнее. Вот увидите, не пройдет и пары недель – ваша кроха будет ползать во всех направлениях и с поразительной ловкостью.

    Развитие ребенка в 6 месяцев: сон по-взрослому

    На этапе развития в 6 месяцев ребенок уже спокойно может проспать всю ночь до утра - порой он крепко спит до восьми часов подряд. Многие родители, у детей которых в этом возрасте все еще есть трудности с засыпанием, обращаются к методу педиатра Ричарда Фербера.

    Метод Фербера заключается в том, чтобы укладывать малыша в кроватку, пока он еще не заснул. Если ребенок при этом плачет, вы не подходите к нему сию же минуту, а некоторое время выжидаете. Причем каждую ночь вы увеличиваете время реакции на плач и подходите на две-три минуты позже, чем в прошлый раз.

    Конечно, этот метод сработает не для каждого ребенка, да и не для каждого родителя. Но попробовать стоит, никакого вреда ребенку вы не наносите, а скорее научиться самостоятельно засыпать – в его же интересах.

    Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться со спины на животик, не беспокойтесь, если вы обнаруживаете его спящим не в той позе, в какой вы его укладывали. Риск возникновения , которым так напуганы все современные молодые мамы, к шестому месяцу развития ребенка снижается практически до нуля. Тем не менее, лучше все-таки на время сна убирать из кроватки все мягкие игрушки, подушки и тому подобное.

    Цвет глаз: последние перемены

    Наверняка вы подметили, что к 6 месяцам у вашего малыша цвет глаз уже не такой, каким был при рождении. Светлые глазки к этому времени нередко меняют цвет на более темный. Но если у вашего малыша глаза все еще небесно-голубые – очень высоки шансы, что они такими останутся отныне и навсегда.

    Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев

    Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не , ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или . Или – со специальных детских творожков и кефира.

    Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.

    Если признаки аллергии не проявились в течение 48 часов, значит они уже и не проявятся.

    Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. , ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.

    Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.

    Ребенок в 6 месяцев: особенности общения

    Чтобы помочь шестимесячному малышу, который уже вовсю улыбается, смеется и произносит различные звуки (пока не складывая их в слова) скорее овладеть навыками общения, читайте ему сказки и рассказывайте истории. Можно делать это в любое время дня, чем чаще, тем лучше.

    В этот период дети узнают людей и окружающие их предметы. Ваше ребенок уже будет чувствовать себя комфортно в окружении родных – мамы, папы, бабушки и дедушки. Так же как и в окружении любимых и знакомых игрушек. Наконец, 6 месяцев - это тот оптимальный возраст, когда малыша нужно .

    Что умеет ребенок в 6 месяцев: резюме

    Итак, сведем результаты в емкий список. В возрасте 6 месяцев ребенок уже обычно:

    • умеет переворачиваться со спины на животик и обратно;
    • демонстрирует готовность к ползанию – подтягивается на ручках, отталкивается и «скользит» на животе назад;
    • может сидеть некоторое время с поддержкой или без нее;
    • пытается вставать, хватаясь за бортик кроватки;
    • охотно берет игрушки обеими руками и очень любит играть в положении сидя;
    • любит бросать предметы и наблюдать, как они падают;
    • активно произносит звуки и слоги;
    • откликается на свое имя и уже может по названию узнавать некоторые предметы;

    На что следует обратить внимание при уходе за 6-месячным малышом

    Первое, над чем следует установить ежедневное и тщательное наблюдение – кожа ребенка. Ведь 6 месяцев – это традиционный срок начала введения прикорма, и не удивительно, что новый рацион, словно в зеркале, отражается на состоянии кожи малыша. и любое покраснение – сигнал к тому, чтобы на время уменьшить дозу прикорма, или даже «отложить» дегустацию нового продукта на 10-20 дней.

    Кроме того, в 6 месяцев ребенку для развития крайне полезны занятия гимнастикой и . Ведь его двигательная активность увеличивается с каждым днем – это значит, что растет и нагрузка на мышцы и суставы. Массаж и гимнастика помогают достойно выдерживать усиленную нагрузку.

    И наконец – общение. Теперь, когда ребенок все более и более осознанно пытается вступить в диалог с вами, общаться с ним не только крайне полезно, но и невероятно приятно.

    Ваш ребенок

    Питание и уход за малышом

    Сон и безопасность

    Развивающие игры

    Развиваем сообразительность

    Игра 1. «Тайное становится явным»

    К полугоду малыш уже прекрасно умеет следить за перемещением предметов, поворачивать голову, рассматривая происходящее. Самое время научить его искать предметы, которые внезапно исчезли из поля зрения. Эта игра развивает не только зрительное восприятие, но и сообразительность, а также способность брать мягкие предметы «щепотью»

    Вам понадобятся

    Кусок яркой и лёгкой ткани размером 40х40 см, интересная игрушка небольшого размера, игровой коврик или ковёр.

    План игры

    1. Положите малыша на живот на игровой коврик или посадите, если он уже может самостоятельно сохранять сидячее положение. 2. Покажите ребёнку игрушку и выразите своё восхищение её красотой. Когда малыш заинтересуется ею и начнёт тянуть руку, положите игрушку на коврик и накройте тканью. 2. Если на лице малыша появится недоумение, удивлённо спросите: «Где же игрушка?» Если же малыш догадается, куда она пропала и посмотрит на её контур под тканью, подождите, пока он не захочет убрать ткань. 3. Если у малыша не получается найти игрушку и снять кусок ткани, помогите ему. Вместе искать интереснее!

    Родителям на заметку

    1. Накройте игрушку так, чтобы у ткани образовывались складки, за которые удобно хватать – так малышу проще будет взяться за ткань и стащить ее с игрушки. 2. Чтобы интерес ребёнка к игре сохранялся, меняйте игрушки. Также можно изредка незаметно прятать игрушку за спину, чтобы ребёнок не каждый раз находил её под куском ткани и в игре присутствовала интрига. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

    Развитие: наблюдаем за малышом

    Полугодовалые мальчики обычно весят от 7,1 до 8,8 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,5-8,3 кг при росте 63,5-68,0 см*.

    Ваш малыш уже умеет садиться, вытянув руки вперед для равновесия. Многие дети начинают активно ползать: одни - лежа на животе и отталкиваясь ручками и ножками, другие - опираясь на колени и ладошки.

    В этом возрасте дети учатся манипулировать несколькими предметами. Ребенок может дотянуться до игрушки, схватить ее, переложить в другую руку и потянуться за следующей. Но, если вы предложите малышу третью игрушку, он пока еще не сможет сообразить, что нужно делать. Пройдет совсем немного времени, и ваш кроха поймет, что «лишнюю» игрушку надо куда-нибудь положить, прежде чем тянуться за новой.

    К шести месяцам дети достаточно точно и уверенно манипулируют пальчиками и могут брать в руки очень мелкие предметы. Следите, чтобы маленькие детали от игрушек или любые другие «мелочи», оказавшиеся в досягаемости ребенка, не попали ему в рот, нос или в ушко.

    Зрение малыша продолжает совершенствоваться: теперь он различает больше цветов и более четко видит очертания предметов. Исследовать мир вокруг детям помогают все органы чувств. Кроха не только изучает каждый предмет на вид и на ощупь, но и пытается узнать, каков он на вкус, какие звуки можно из него извлечь, если хорошенько потрясти.

    Малыш узнает знакомые предметы, даже если они частично прикрыты одеялом или пеленкой. Он уже способен понимать, что игрушка существует, даже если ее не видно целиком

    Шестимесячные дети любят подражать поведению взрослых, и у них это отлично получается. Кроха имитирует голос, мимику, движения и жесты окружающих его людей. Лепет малыша становится все более различимым и богатым интонациями. Маленький парижанин будет подражать французскому произношению, а полугодовалый москвич - русскому. К концу месяца некоторые дети уже четко проговаривают «папа» и «мама», когда что-нибудь хотят или просто видят родителей.

    Каждый ребенок развивается в соответствии со своими особенностями и способностями. Одни быстрее развиваются физически, у других раньше проявляется способность к общению и пониманию связей между окружающими предметами. Помогите своему малышу развиваться гармонично, не торопите события.

    *На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

    В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

    Поведение: понимаем малыша

    Еще недавно ласковый и дружелюбный ребенок вдруг стал хмуриться при виде посторонних людей и не идет на руки даже к бабушке и дедушке? Не стоит беспокоиться, робость и недоверие пройдут. Проявите терпение и ласково поговорите с ребенком. Привыкнув к новым обстоятельствам, малыш опять начнет вести себя общительно и естественно. Для полугодовалого малыша единственные люди, которым он доверяет безоговорочно - родители. Мама и папа - источник всех жизненных удовольствий, комфорта и безопасности. С точки зрения малыша, незнакомец может представлять угрозу устоявшемуся порядку вещей.

    Несмотря на некоторое недоверие малыша к посторонним, ему необходимо общение с кем-то, кроме мамы и папы. Можно устраивать «игровые» свидания с ровесниками. Будьте готовы к тому, что, когда два шестимесячных малыша окажутся рядом, они начнут повторять действия друг друга. Если засмеется один - тут же начнет хохотать и второй, заплачет первый малыш - второй последует его примеру. Некоторым детям очень нравится изучать свое отражение в зеркале.

    Ребенок начинает сознавать свое влияние на окружающих людей, и ему нравится находиться в центре внимания. Малыш может хлопать в ладоши, корчить уморительные гримасы, смеяться, лопотать и издавать громкие звуки. Если его поступки вызывают одобрение взрослых, ребенок будет снова и снова повторять свою «концертную» программу.

    Игры вашего малыша становятся сложнее. Он заранее начинает смеяться, предвкушая щекотку, когда «коза рогатая» придет и «забодает» его. Он осознает разницу между людьми и неодушевленными предметами. Если вы устанете качать малыша на коленях и остановитесь передохнуть, он будет продолжать подпрыгивать и требовать продолжения игры. Когда же ребенок «разговаривает» со своими игрушками, он не ждет от них ответной реакции.

    Питание

    Шестимесячный малыш уже вполне может сидеть за общим столом с другими членами семьи и учиться первым правилам этикета. Основой его питания по-прежнему остается материнское молоко или адаптированная молочная смесь, но теперь в детском меню появляются и «взрослые» продукты.

    Составляя меню для своего ребенка, обратите внимание на суточные нормы потребления продуктов для детей этого возраста: грудное молоко (или адаптированная молочная смесь при невозможности грудного вскармливания) - 600 г; овощи - 100-150 г; каши - 100-150 г; фрукты - 30-60 г; фруктовый сок - 5-30 г; мясо - 5-30 г; молочные продукты - 10-40 г. Обязательно посоветуйтесь со своим педиатром перед введением прикорма при сохранении грудного вскармливания.

    На завтрак предложите малышу вкусную кашку с добавлением фруктового пюре (например, овсяную кашу с грушей или бананом) и небольшое количество фруктового сока. Идеальный обед для ребенка - мясное пюре с гарниром из овощей. В этом возрасте ему можно дать попробовать тыкву, кабачок, картофель, морковь, цветную капусту и брокколи. Вместо овощей в качестве гарнира на обед можно использовать пюре из спагетти и других макаронных изделий. Нежирная телятина и свинина или мясо индейки и цыпленка - полноценные источники белка и полезных минералов, а мясо кролика подойдет детям, склонным к пищевой аллергии. На ужин приготовьте нежный творог с добавлением ягод или фруктов.

    Многим мамам кажется, что детская еда недостаточно вкусная или слишком пресная. Вкусовые рецепторы у малышей развиты лучше, чем у взрослых, поэтому не стоит усиливать вкус пюре, добавляя в него соль или сахар.

    Самые важные кормления для ребенка 6 месяцев - перед сном и ранним утром: в это время малыш получает самое вкусное и полезное лакомство на свете - материнское молоко. Необходимо также докармливать ребенка материнским молоком в течение дня - например, после завтрака и ужина. Грудное молоко можно использовать для приготовления каш и картофельного пюре.

    2. О времени введения прикорма не забудьте посоветоваться со своим педиатром.

    Уход за ребенком

    Теперь, когда ребенок начал активно двигаться, уделите особое внимание детской одежде: она не должна сковывать движений; в ней должно быть удобно и спать, и играть; ткань обязательно должна пропускать воздух. Галстуки-бабочки, бантики на шее, длинные завязки и капюшоны отлично смотрятся на фотографиях, но в реальной жизни могут сильно осложнить жизнь малышу.

    Купание - одно из любимых занятий каждого ребенка, особенно теперь, когда он умеет сидеть. Хотя мыльные пузыри наверняка понравились бы крохе, отложите их на будущее: сейчас они могут вызвать раздражение на нежной коже малыша. Зато он наверняка оценит зеркало в ванной и ваше умение делать из мокрых волос и пены смешные прически.

    В этот период у многих малышей режутся первые зубки. Некоторые дети начинают капризничать, плохо спать, у них поднимается температура. Посоветуйтесь со своим педиатром, как можно облегчить этот процесс.

    Во время кормления шестимесячного ребенка можно посадить на специальный стульчик или детское кресло. Ему не должно быть скучно, пока вы занимаетесь обедом, иначе он неохотно будет сидеть за столом в будущем. Прикрепите к столешнице веселую игрушку на присоске или превратите стул со столиком в ударную установку для юного барабанщика.

    Обучение и общение: занимаемся с малышом

    Позвольте малышу проводить как можно больше времени на полу, это поможет ему быстрее научиться ползать и переворачиваться. Детские игрушки лучше хранить в нескольких небольших коробках, чтобы ребенок мог самостоятельно доставать их оттуда.

    Постоянное общение - ключ к развитию языковых и коммуникативных навыков. Читайте малышу стихи, пойте песенки и разговаривайте с ним во время купания или переодевания. Внимательно выслушивайте «ответы» малыша. При любой возможности произносите слова «папа» и «мама», чтобы малыш научился мысленно соотносить звучание слова с появлением родителей: «Мама принесла тебе одеяльце. Сейчас папа будет с тобой играть» и т.д.

    В шесть месяцев ребенок с удовольствием играет в самые разные игры: от простых «ку-ку» или «ладушек» до более активных с участием игрушек. Во время игры четко произносите названия основных цветов и понятий: «большой - маленький», «верх – низ», «синий - зеленый». Для таких логических занятий отлично подойдет пирамидка из колец, надеваемых на стержень, или из формочек, которые можно ставить друг на друга. Такие игры также помогают развивать зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

    Начать осознавать причинно-следственные связи ребенку поможет игра в «прятки». Накройте одеялом его любимого мишку так, чтобы не было видно головы игрушки. Привлеките внимание малыша к его любимцу. Сначала кроха будет дергать мишку за лапу, но вскоре сообразит, что можно просто стащить с него одеяло.

    Можно показать малышу, как падает со стола кубик: постепенно пододвигайте кубик к краю стола и дайте ему упасть, повторите игру несколько раз. Скоро ребенок научится ждать момента, когда кубик упадет, и будет заранее смотреть на пол.

    Для развития координации можно поиграть с малышом в разные варианты игры «птички полетели». Например, расскажите ему небольшую сказку о птичках, и, когда дойдете до фразы «птички полетели», поднимите руки ребенка вверх и похлопайте в ладоши. Скоро малыш запомнит этот момент и будет заранее поднимать ручки и смеяться.

    Раскачивайте ребенка на своей ноге, держа его за ручки, напевая песенку в разном темпе. Меняйте скорость раскачивания в зависимости от темпа песенки. Тренируйте ножки и ручки вашего крохи, используя так называемый «рефлекс ходьбы»: положите малыша на животик, сядьте позади так, чтобы его ступни опирались о ваши руки или ноги и обратите внимание ребенка на яркую игрушку, которую заранее положите на небольшом расстоянии от его головы. Малышу будет легче ползти к игрушке, отталкиваясь от опоры. Отодвигайте игрушку все дальше, стимулируя ребенка ползти активнее.

    Часто бывает, что малыш, который способен долго и уверенно сидеть, не любит двигаться. Отличный способ вдохновить ребенка на ползание - заинтересовать его движениями шарика или яркого мяча. Например, начните вращать шарик на некотором расстоянии от крохи, скажите ему: «Скорее иди сюда и поиграй с этим веселым шариком!»

    Сон

    Режим дня полугодовалых детей обычно включает ночной сон продолжительностью 10-11 часов и 2 перерыва на сон днем. В среднем, малыши спят около 16 часов в сутки*.

    Соблюдение режима сна облегчает жизнь и маме, и ребенку, но универсальных рецептов укладывания и убаюкивания не существует. Мама и малыш обычно вырабатывают собственные ритуалы подготовки ко сну, и 6 месяцев - отличный возраст для того, чтобы начать формирование подобного ритуала.

    Теплая ванна вечером поможет ребенку расслабиться, к тому же, большинство детей любят купаться и связывают с водой позитивные эмоции. Перед дневными перерывами на сон вместо купания помойте малышу ручки и личико. Укладывая ребенка, обсудите с ним дневные события: конечно, в этом возрасте он еще не сможет вам ответить, но с удовольствием выслушает ваш рассказ. Прочитайте небольшую историю в стихах или спойте колыбельную песенку. Малыш скоро запомнит ритм и мелодию и будет быстрее засыпать под ее звуки.

    Нежные прикосновения и объятия необходимы каждому ребенку, чтобы он чувствовал себя в безопасности, особенно, если малыш устал. Иногда, чтобы соблюсти режим, детей приходится будить по утрам. Ласковый тон и поглаживания также помогут вашему крохе легче проснуться и начать день, полный приключений.

    Примечание:

    (*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

    Безопасность

    Не оставляйте в пределах досягаемости малыша мелкие предметы. Проследите, чтобы все игрушки подходили ребенку по возрасту: они не должны содержать никаких мелких деталей или частей, которые можно отломить или откусить.

    Дети будут использовать подручные предметы, чтобы подтянуться с помощью рук и изменить позу. Проверьте, чтобы мобиль в кроватке висел достаточно высоко, и до него нельзя было дотянуться. С мебели не должны свисать скатерти и покрывала, за которые можно потянуть. Никаких низко висящих проводов и украшений интерьера - малыш обязательно попытается за них подержаться.

    Проверьте, готова ли комната, в которой проводит время ваш ребенок, к тому, что он начал ползать. Ковер не должен скользить, а у малыша должно быть достаточно места, чтобы научиться менять направление во время движения.

    В этой статье:

    Интенсивное физическое и эмоциональное развитие малыша к окончанию первого полугодия требует большего количества витаминов, белков, углеводов, микроэлементов, чем может дать грудное молоко или смесь. Приходит время знакомить кроху с новыми вкусами и продуктами. Прикорм ребенка 6 месяцев – шаг во взрослую жизнь, требующий внимательного и ответственного подхода. Как правильно вводить прикорм с 6 месяцев грудному ребенку? Главный принцип в этом деле - терпение и осторожность.

    Основные правила введения

    Чтобы новая еда в рационе пошла малышу только на пользу, необходимо знать, как правильно вводить прикорм грудничкам в 6 месяцев. Рекомендации педиатров по этому вопросу достаточно простые, но от соблюдения этих советов зависит здоровье ребенка.

    Главное правило - прикорм 6-месячного ребенка можно начинать только при условии, что он совершенно здоров. Любое, даже незначительное недомогание крохи, подготовка его к вакцинации, несколько дней после нее, кишечные болезни и период восстановления являются абсолютным противопоказанием для этого.

    Дети могут не понимать вкуса нового блюда. Поэтому прикорм нужно предлагают только когда малыш голоден. Дают его перед или , начиная с малого количества (1 чайной ложки), доводя за несколько недель объем еды до возрастной нормы.

    При этом нужно внимательно наблюдать за реакцией крохи на новый компонент питания. Повышенное внимание уделяется кожным реакциям и стулу малыша. Если эти показатели в норме, то по завершении адаптации грудничка к первому прикорму можно ввести следующий продукт.

    Последовательность, внимательность и отсутствие поспешности – второе правило успеха прикорма в шесть месяцев.

    Прикорм ребенка – грудничка и искусственника – в 6 месяцев может отличаться. Малыш, который привык к смеси, легче адаптируется к новой еде. Поэтому введение в рацион грудному ребенку «взрослой» еды требует особого внимания и консультации педиатра, который определит, как правильно вводить прикорм в каждом случае.

    Для прикорма подойдут продукты, изготовленные промышленным способом специально для детского питания. Но при желании мама может приготовить еду самостоятельно. При этом основное требование – чистота посуды, кухонных принадлежностей и рук. Для кормления малыша годится только свежеприготовленная еда. Любое, даже непродолжительное ее хранение приводит к утере продуктом полезных качеств и увеличивает вероятность пищевого отравления.

    Одно и то же блюдо не нужно давать ребенку несколько раз в день. Меню должно быть разнообразным и сбалансированным. Новый продукт можно вводить в рацион только после того, как пройдет полная адаптация к предыдущему. Как правило, этот период составляет срок от нескольких недель до месяца.

    При введении новых продуктов нужно следить за стулом и состоянием кожных покровов. Если они остаются в норме, то порцию постепенно увеличивают.

    Каким должен быть прикорм в 6 месяцев?

    Для большинства грудничков и некоторых малышей, питающихся смесью, прикорм начинают вводить с 6 месяцев. Основным продуктом в этом возрасте по-прежнему остается грудное молоко либо адаптированная смесь. Новая еда добавляется в меню аккуратно и постепенно заменяет кормление привычным молоком.

    Последовательность продуктов в прикорме грудничка с 6 месяцев имеет важное значение. Если первым ввести , кроха может позже отказаться есть несладкое или безмолочную . Поэтому введение прикорма с 6 месяцев при грудном вскармливании так же, как и при искусственном, лучше всего начинать с каш либо овощей.

    Каким будет первое «взрослое» блюдо, решает педиатр, который постоянно наблюдает за развитием ребенка и руководствуется его индивидуальными особенностями и потребностями. Например, если грудничок имеет склонность к , то врач порекомендует овощное пюре. Если же главная проблема малыша – недостаток , срыгивание, то первым прикормом для него должна стать каша.

    Овощи

    Овощное пюре - оптимальный вариант продукта, с которого может начинаться введение прикорма для 6-месячного ребенка. Овощи будут уместны в детском меню, особенно при проблемах крохи с пищеварением. Пюре в 6 месяцев при грудном вскармливании должно иметь в своем составе только один овощ. Во-первых, пищеварительной системе крохи будет легче справиться с нагрузкой. Во-вторых, если возникнет , то маме легко будет понять, какой из продуктов ее спровоцировал.

    Сначала рацион обогащают овощами, имеющими зеленую или белую окраску. После того как ребенок привыкнет к ним, можно вводить овощи оранжевого цвета (морковь и тыкву). Позже всего малышу предлагают картофель, потому что он тяжело усваивается.

    На первых порах предпочтительнее будет пюре из банок. Но если мама уверена в качестве овощей, их экологической чистоте, можно самой делать пюре для малыша. Овощи готовят на пару или тушат в малом количестве воды, после чего пюрируют блендером.

    Мясо

    Это тяжелый продукт, поэтому в 6 месяцев его добавляют в рацион ребенка исключительно по рекомендации врача. Как правило, такая необходимость обусловлена наличием у малыша анемии. В первую очередь предлагают индейку, кролика, курицу. Можно пробовать ягнятину, нежирную свинину, конину.

    Сначала предлагают только один вид мяса на протяжении 5 дней по половине чайной ложки. Мясо измельчают, добавляют в пюре или кашу. Постепенно порцию увеличивают. Через несколько месяцев можно предлагать малышу блюда из рубленного мяса – фрикадельки и котлетки, мясное суфле на пару. Мясные бульоны ребенку до 12 месяцев не предлагают. Они создают повышенную нагрузку на его неокрепшую пищеварительную систему.

    Каши

    Их вводят первым продуктом прикорма при грудном вскармливании, если малыш плохо набирает вес. Можно добавить их в детское меню вторыми после овощей. Порядок введения каши аналогичен правилам прикорма овощным пюре. Сначала предлагают несколько ложечек, постепенно увеличивая количество до возрастной нормы.

    Можно варить их из крупы либо покупать специальную кашу в коробках. В первую очередь в рацион грудничка включают каши, состоящие из одного вида злаков. Это может быть , и каши. Поскольку они не содержат глютен, аллергические реакции на них не возникают.

    Современные правила прикорма не разрешают вводить в детское питание до года . Такая настороженность к этому продукту объясняется высоким содержанием в составе глютена, который из-за незрелости пищеварительной системы грудничка может способствовать развитию аллергических реакций. По этой же причине овсяная и каша из нескольких злаков может быть предложена малышу ближе к 12 месяцам.

    Первые кашки готовят на воде, не добавляя сахара и соли. Если кроха отказывается от безмолочной каши, то правила прикорма в 6 месяцев при грудном вскармливании разрешают добавлять в готовый продукт немного материнского молока. Для искусственника можно разводить каши привычной ему адаптированной молочной смесью.

    Яйца

    Несколько десятилетий назад отечественные педиатры рекомендовали вводить в рацион грудничка желток куриного яйца. Сегодня начало прикорма этим продуктом рекомендуется отодвинуть до 7-8 месяцев. Куриный желток можно заменить перепелиным, который считается менее аллергенным продуктом. Первая порция желтка, сваренного вкрутую, составляет четвертинку. Его можно развести смесью или грудным молоком, добавить в овощное пюре или кашу.

    Творог

    Его можно давать ребенку после полугода. Но следует учесть, что хотя творог и полезен, он тяжело усваивается и создает повышенную нагрузку на почки. Поэтому многие педиатры рекомендуют знакомить малыша с ним позже.

    Если врач рекомендует обогатить рацион крохи творожком, то первое знакомство начинают с половины чайной ложки. Если продукт хорошо усваивается ребенком, порцию постепенно увеличивают, доводя ее до 50 гр к году. Его дают малышу не чаще нескольких раз в неделю, не превышая рекомендуемых дозировок.

    Раньше мамы готовили творожок самостоятельно либо приобретали его на молочной кухне. Сегодня можно купить готовый продукт понравившегося производителя. Если берется творожок в баночках, лучше выбирать продукт известного производителя, имеющего хорошую репутацию. Покупать творог можно только в тех местах, в которых соблюдаются сроки и условия его хранения.

    Если творожок не вызвал аллергической реакции, то через месяц можно смешивать его с фруктовым пюре.

    Меню

    Рацион шестимесячного карапуза, питающегося адаптированной смесью, и рацион грудничка этого возраста имеют отличия.

    При грудном вскармливании

    Малыш, который питается исключительно маминым молоком и нормально развивается, не требует никаких новых продуктов до полугода. До этого возраста ему не нужно давать ни соков, ни фруктов, ни желтка, как это было принято раньше. Особенно это касается деток, склонных к аллергии.

    Прежде чем вводить в меню ребенка новую еду, нужно обратиться к педиатру за рекомендациями, как правильно начать прикорм в 6 месяцев на грудном вскармливании. Врач поможет правильно выбрать первый продукт, наиболее подходящий крохе. Это может быть пюре из овощей либо фруктов, каша или сок.

    Если знакомство малыша с первыми продуктами началось в полгода, то к окончанию шестого месяца меню грудничка может быть таким:

    • Рекомендованное число кормлений в сутки – 5.
    • В первое утреннее кормление, примерно в 6 утра, дают грудное молоко.
    • Во второе утреннее кормление, примерно в 10 утра, в дополнение к грудному молоку можно дать 30 гр пюре из фруктов.
    • В следующее дневное кормление в этом возрасте можно в полном объеме заменить молоко на овощное пюре (150 гр) с добавлением растительного масла и 60 мл фруктового сока.
    • В вечернее кормление грудное молоко дополняют 30 гр фруктового пюре.
    • На ночь крохе дают грудное молоко.

    Это примерный рацион ребенка, который начал получать прикорм в 6 месяцев.

    Если же прикорм был введен на месяц раньше, то суточное меню крохи будет отличаться. Первое утреннее кормление включает только грудное молоко. Второе кормление состоит из порции каши с добавлением сливочного масла и фруктового пюре. В третье кормление дают овощное пюре с растительным маслом и желтком. Можно предложить фруктовый сок. Вечером малышу можно дать молоко и немного творожка или только молоко. В последнее кормление перед ночным сном ребенку предлагают грудь.

    При необходимости, например, когда ребенок не съедает рекомендованное количество «взрослой» пищи, его обязательно нужно допаивать грудным молоком. В шестимесячном возрасте оно по-прежнему остается основной едой грудничка. Прикорм не является жизненной необходимостью. Можно сказать, что на этом этапе главная цель его введения – ознакомление с новыми вкусами, выработка у ребенка определенных навыков.

    Если малыш не переносит белок коровьего молока, то его дневной рацион нужно корректировать, учитывая индивидуальные особенности. Первое кормление, как и в предыдущих вариантах, состоит из грудного молока. Позже, примерно к 10 утра, можно покормить ребенка безмолочной кашей с растительным маслом и фруктовым пюре.

    В обед предлагают пюре из овощей с мясом и пюре из фруктов. В следующее кормление можно приготовить блюдо, состоящее их овощей и крупы, например, кабачок с рисом или гречкой. Перед сном ребенку предлагают грудное молоко. Каждое кормление грудничка должно заканчиваться допаиванием грудным молоком.

    При искусственном вскармливании

    Питание шестимесячного малыша-искусственника будет отличаться от рациона ребенка на грудном вскармливании. Прикорм для него вводится примерно на месяц раньше, чтобы компенсировать недостаток питательных веществ, возникающий в отсутствие грудного молока.

    Особенно остро эта проблема стоит у детей, страдающих аллергией на белок молока. Таким малышам по рекомендации педиатра можно мясо с 5 месяцев. Если мама готовит мясо сама, то для деток-аллергиков нужно его вываривать дважды. Им не нужно давать телятину и говядину. По составу белок в составе этих продуктов похож на молочный и может вызывать аллергию. Поэтому предпочтение отдают нежирной свинине, кролику, индейке и курице.

    Полугодовалого малыша, который питается адаптированной смесью, рекомендуется кормить 5 раз в сутки. Первое кормление ребенка, прикорм которого начали в 4,5-5 месяцев, включает 200 мл адаптированной молочной, кисломолочной или специальной гиппоаллергенной смеси. Примерно к 10 утра малыша можно покормить кашей – однокомпонентной и безмолочной, либо с добавлением привычной молочной смеси (150 г) и 4 г сливочного масла. Кашу дополняет пюре из фруктов. Обед может состоять из пюре из овощей и яичного желтка. Малышу можно предложить фруктовый сок. В полдник будет уместен творожок с печеньем. Дополнит его привычная смесь. Перед сном малыш получает смесь.

    Питание малыша в 6 месяцев, в зависимости от особенностей его развития, состояния здоровья и рекомендаций педиатра, может включать фруктовые соки, сырые, отварные и печеные фрукты, овощи, каши, творог, яичный желток, растительное масло (кукурузное, оливковое или подсолнечное) и сливочное.

    Когда какое-то блюдо не пришлось по вкусу малышу, маме не стоит отчаиваться. Можно попробовать предложить его позже, после некоторого перерыва. Если поначалу у крохи нет желания пробовать новую еду, не нужно проявлять неудовольствие, а тем более ругать его. Ребенка нельзя заставлять есть, если отсутствует аппетит. Если ребенок не подружился с прикормом в полгода, никакого вреда его здоровью это не принесет. Гораздо важнее сохранить хорошее настроение. Залог удачного введения прикорма и отличного аппетита малыша впоследствии – терпение и последовательность действий мамы, спокойствие и любовь.

    Полезное видео о введении прикорма