• Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно. Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно "Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма"

    Милостивый и любезнейший мой друг!

    Вполне убежденный в Вашей ко мне расположенности, я, с верою в успехе, направляю под сень добрейшего покровительства Вашего семейного труженика, нуждающегося в каком-нибудь занятии для насущного существования. Не откажитесь пристроить его в Ваше правление. Я за него вполне ручаюсь, гордясь Вашим ко мне расположением и убеждением в правоте слов душевно Вам преданного и искренне Вас почитающего.

    Л… Г…, январь, 1897 год

    Не избалован народ такого рода корреспонденцией! А в последнее время – крайне осторожен! А может, в случае электронной версии этого послания, дополнением является вложенный "червячок". Не изволите ли раскрыть и "пристроить его в своё правление"… Отвыкли мы от вычурных посланий, забыли о сочувственных и просительных письмах, да и самом эпистолярном жанре как таковом. Нам бы попроще и пояснее. Интернет, конечно же, способствовал возрождению эпистолярного жанра, но было ли это Возрождение или состоялось создание новой формы общения, далёкой от искусства ведения переписки???

    Hello , пристрой братишку моего. Проблем не будет . Пиши…

    Я просто делаю своё дело… Билли

    Электронные послания постепенно заменяют все виды переписки. Хорошо, удобно, быстро, но… часто с ошибками клавиатурного набора, иногда просто так, не от души, отпишусь мол. До сих пор я жду в почтовом ящике (обычном почтовом ящике) письма, открытки, которые храню и перечитываю. Сентиментально, наивно?.. Стремительность жизни, да и отсутствие веры во многие её сюжеты, "украли ", на мой взгляд, душевность, отзывчивость, теплоту души. Не знаем, как начать, чем продолжить, каким образом закончить даже самое простое письмо. Да и из школьного курса русского языка тему "Искусство эпистолярного жанра" убрали за ненадобностью. Работая учителем информатики, а в дополнительное время – преподавателем курса "Информационная культура", уже на протяжении нескольких лет считаю целесообразным ввести в изучаемой теме "Текстовый редактор" главу "Эпистолярный жанр", независимо от возраста обучаемых, будь то второклассник или пятнадцатилетний юноша. Нужно учить детей (именно, ДЕТЕЙ!) искусству корреспонденции, искусству этикета, соблюдаемых в письмах! И если это не всегда делают учителя словесности, то почему бы не учителя информатики!? Предлагаю в качестве убеждения читателей разработку урока по теме:

    "Эпистолярное искусство или умеем ли мы писать письма"

    Цель урока:

    • сформировать у учащихся представления об историческом месте письма и эпистолярной литературы;
    • познакомить с правилами ведения корреспонденции, привить навыки оформления писем.

    План урока

    1. Письмо. История письменности.
    2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства.
    3. Структура письма и его стилистическое оформление.
    4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник».
    5. Лабораторная работа.

    Часть 1. Письмо. История письменности

    Вступительная часть урока должна содержать классические определения и генеалогически-исторические подробности истории Русской письменности (предварительно можно побеседовать с учащимися на предмет их знаний в области рассматриваемого вопроса). Особое внимание нужно уделить основателям славянских азбук (глаголицы и кириллицы), историческим личностям, Кириллу и Мефодию (дети задали очень логичный вопрос: "Почему же азбуки не назвали в честь двух братьев: кириллица и "мефодица" J)

    Часть 2. Эпистолярная литература и произведения изобразительного искусства

    "Я к Вам пишу – чего же боле?
    Что я могу ещё сказать?
    Теперь я знаю, в вашей воле
    Меня презреньем наказать "

    «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он! – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога…»

    Переход от истории к художественной литературе желательно с формулировки самого эпистолярного жанра как такового. Разговор с детьми (согласно времени, каким вы располагаете на уроке) можно превратить в диалог, слушая литературные познания детей, или монолог, рассказывая о знаменитых литературных шедеврах жанра письма: иногда исторически судьбоносных («переписка Ивана IV с князем Курбским») или географически описательных («Записки русского путешественника» Н. М. Карамзина; философски осмысленных (письма Горацио, Эпикура, Цицерона) или поэтически неповторимых ("Роман в письмах" А. С. Пушкина).

    Не только литература отражает душевное состояние человека, создающего письма, но и искусство не обходит это стороной, а виртуальное путешествие в Русский музей позволит напомнить, а некоторых познакомить с классическим примером изобразительного эпистолярного жанра.

    И. Репин "Запорожцы", 1880-1891.

    В 2003 году славянская общественность отметила знаменательную дату: ровно 330 лет назад запорожские казаки написали турецкому султану Османской империи Моххамеду IV письмо, которое являлось ответом на его пафосное послание в их адрес и является историческим свидетельством " недипломатичности" послания, содержащего "утонченные" метафоры и внутренние рифмы, не всегда проходящие цензуру. Именно это письмо стало ярким выражением свободолюбивого духа запорожской вольницы. "Смех", возникающий у авторов послания, присутствует и на полотне. Репин буквально "озвучил" картину не для потешания зрителей, а для утверждения правоты и силы запорожцев, объединенных единым порывом и единойверой, которой порой так не хватает нам.

    Часть 3. Структура письма и его стилистическое оформление

    После вступительной лирическо-художественной части переходим к практическим советам, излагая правильную структуру письма и наличие обязательных компонентов:

    1. Обращение.
    2. "Приступ" – какая-либо любезность или пожелание в адрес получателя.
    3. Изложение сути вопроса, которое обязательно должно быть интересно адресату.
    4. Заключение, состоящее из подписи и выражения знаков почтения (при необходимости). При забывчивости отправителя возможность приписать недописанное (P.S. или N.B.).

    А продемонстрированное письмо-иллюстрация позволит показать основные приемы форматирования, лежащие в основе создания "компьютерного" письма.

    Часть 4. Этикет в письмах. «Краткий письмовник»

    В качестве советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни, в традициях хорошего тона прошлых веков, продемонстрируйте или продекламируйте учащимся классические примеры извинительного и рекомендательного писем, просительной и объяснительной записок, дружественных и поздравительных посланий. Для некоторых из учеников, а, возможно и для Вас, это будет "маленьким открытием" человеческих отношений.

    Часть 5. Лабораторная работа

    Лабораторную работу, закрепляющую полученные знания из различных предметных областей, следует провести в сетевом компьютерном классе в "духе лучших немецких традиций". Предварительно необходимо познакомить учащихся с существовавшим в 16 веке немецким сатирическим жанром: « письма светлых людей » (письма друзьям, восхвалявшие их " души прекрасные порывы") и « письма тёмных людей » (письма, обличавшие человеческие недостатки). Весь коллектив необходимо «разделить» на соответствующие группы по желанию сторон. (Для меня оказалось просто УДИВИТЕЛЬНО, что две трети из участвовавших в "лабораторном эксперименте" отказались от описания светлого и прекрасного, предпочитая "тёмную сторону жизни"!!) Свои характерные послания учащиеся должны «сохранять» в "Редакции" (папка с открытым доступом на рабочем столе преподавателя). Полученный материал является не только показательным для понимания процента усвоения материала учащимся, но и материалом для психолога, который должным образом способен оценить "тёмные" и "светлые" стороны жизни ученического коллектива.

    Дополнительный материал к уроку:

    1. Письмо – знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени» (БСЭ, т. 19).

    2. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий – братья, великие славянские просветители. Кирилл разработал первую упорядоченную славянскую азбуку и этим положил начало широкому развитию славянской письменности. Кирилл (826-869 гг.) и его старший брат Мефодий (820-885гг.) родились и провели детство в македонском городе Солуни (сейчас Салоники). Оба брата жили в основном духовной жизнью, стремясь к воплощению своих убеждений и идей. Братья никогда не имели ни жен, ни детей, всю жизнь скитались, так и не создав себе дома или постоянного пристанища, и даже умерли на чужбине. Младший брат писал, старший переводил его работы. Младший создал славянскую азбуку, славянскую письменность и книжное дело; старший практически развил созданное младшим. Младший был талантливым ученым, философом, блестящим диалектиком и тонким филологом; старший – способным организатором и практическим деятелем. В настоящее время известно две разновидности старославянского письма. Одна из них получила условное название «кириллицы» (от имени Кирилл); другая же получила название «глаголицы» (от старославянского «глагол», что означает «слово»). По своему алфавитно-буквенному составу кириллица и глаголица почти совпадали. Кириллица, по дошедшим до нас рукописям Х I в. имела 43 буквы, а глаголица имела 40 букв. Из 40 глаголических букв 39 служили для передачи почти тех же звуков, что буквы кириллицы. В настоящее время на кирилловской основе построены системы письма всех народов России. Системы письма, построенные на той же основе, применяются также в Болгарии, частично в Югославии и Монголии. Письмом, построенным на кирилловской основе, пользуются сейчас народы, говорящие более чем на 60 языках (Межуев В.М. «Культура и история», М., 1977).

    3. "Султан Моххамед IV – запорожским казакам»

    "Я, Султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств – Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться".

    «Ответ запорожцев Моххамеду IV (избранное)»

    "Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь… Твойого в i йска мы не бо i мось, землею i водою будем биться з табою …Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, I ерусалимський бравирник, Александр i йский козолуп, Великого и Малого Египта свинарь … Не будешь ты i свиней христ i анских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо…" ("Комсомольская правда", 4 июля 2003г.)

    4.«Краткий письмовник»

    («Правила светской жизни и этикета. Хороший тонъ», С.-Петербург, 1889г.)

    Поздравительное письмо:

    Добрая и милая бабушка!

    Маленькая внучка Ваша поздравляет Вас с Новым годом и желает прожить много-много счастливых лет в радости и веселье.

    Ах, как бы я хотела Вас, милая моя бабушка, обнять и расцеловать. Но злая судьба не дает мне такого счастья.

    Крепко-крепко целующая Вас

    Внучка Лида

    С повышением:

    Милостивый государь С…Н…

    Пожалование Вас начальником в г. N …, принято здешней публикою с большой радостью. Ваши достоинства говорят в пользу вашего сердца. Все ожидают Вас с истинным удовольствием, надеясь в доброй душе вашей найти свое благополучие.

    Примите уверение в моем к Вам почтении и преданности.

    А… В…

    Пригласительное письмо:

    Милый друг Р… Д…

    Не откажись сделать великое одолжение своим посещением вечерком сегодня

    Душевно тебе преданного Л… Р…

    Любая руководящая должность связана со значительным количеством писем, а письма всегда открывают личность автора. Возьмем, например, апостола Павла. О его нравственной чистоте, разумной искренности и духовной жизни мы больше всего узнаем из его писем, чем из какого‑либо иного источника. Когда сложная ситуация требовала внимания Павла, он окунал свое перо в слезы, а не в кислоту. «От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами» (2 Кор. 2:4а).

    После своего обличающего письма к заблуждавшимся коринфянам чуткое сердце Павла побудило его узнать, не был ли он слишком строг. «Посему, если я опечалил вас посланием, не жалею, хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем на время. Теперь я радуюсь… что вы опечалились к покаянию» (2 Кор. 7:8,9). Целью его письма было не победить в споре, но решить возникшую духовную проблему и помочь христианам в Коринфе стать более зрелыми.

    Письма апостола Павла изобилуют вдохновляющими словами, щедры на похвалы и полны сочувствия. Все, кто получал его письма, чувствовали ободрение (Флп. 1:27–30). Но это не мешало ему быть прямолинейным, когда нужно было исправить чьи‑то заблуждения. «Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину? <… > Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас» (Гал. 4:16,20).

    В наших письмах важен ясный, понятный язык, но еще более важен соответствующий дух писем. Письма не самое лучшее средство общения. Они не могут передавать улыбку, когда речь идет о чем‑то сложном, и поэтому особое внимание нужно обратить на то, чтобы их тон был достаточно мягким.

    Письма были важной частью программы Павла по дальнейшей работе с основанными им церквами. Таким же образом поступал и Джордж Уайтфилд. О нем говорили, что после проповеди перед многочисленной аудиторией он всегда засиживался допоздна, занимаясь написанием писем, призванных ободрить новообращенных.

    Примечания

    1. Quoted in С. W. Hall, Samuel Logan Brengle (New York: Salvation Army, 1933), 278.



    Самьюэл Джонс он (1709–1784) был английским поэтом, автором очерков и лексикографом. Его «Словарь английского языка» (1747) считался стандартом в течение века.

    2. Helmut Thielecke, Encounter with Spurgeon (Philadelphia: Fortress, 1963), 26. Чарлз Хадцон Сперджен (1834–1892), один из наиболее известных проповедников XIX в., в течение тридцати двух лет являлся пастором церкви «Metropolitan Tabernacle» («Метропольская скиния», или «Столичный храм») в Лондоне.

    3. А. Е. Norrish, Christian Leadership (New Delhi: Masihi Sabiyata Sanstha, 1963), 28.

    4. Latin American Evangelist, May‑June 1965.

    5. Robert E. Speer, Christ and Life (New York: Revell, 1901), 103. Фредерик Уильям Робертсон (1816–1853) был посвящен в духовный сан в английской церкви в 1840 г., и затем стал выдающимся проповедником среди бедного рабочего населения Брайтона. Уильям Уилберфорс (1759–1833), упомянутый ранее, являлся членом британского парламента, чей труд, против которого выступали крупные предприниматели, в конце концов привел к принятию законов, запрещающих рабство и работорговлю. В 1804 г. он помогал в организации Британского и Зарубежного библейского общества.

    6. Ibid., 104. Исходный текст видоизменен. Джозеф Батлер (1692–1752), англиканский епископ, получил известность благодаря своей книге «Аналогия религии» {Analogy of Religion, 1736), являющейся, возможно, наилучшим произведением в защиту христианской веры, написанным в XVIII в.

    7. William Barclay, Letters of Peter and Jude (Edinburgh: St. Andrews, 1960), 258. Иоанн Златоуст (347–407), упомянутый выше, стал одним из ранних Отцов Церкви. В течение десяти лет он был монахом и отшельником; затем нес служение дьякона и священника в Антиохии, после чего стал патриархом в Константинополе. Он был отправлен в ссылку по той причине, что проповедовал против зла и невоздержанности среди верховного духовенства и высокопоставленных лиц.

    8. J. С. Pollock, Hudson Taylor and Maria (London: Hodder & Stoughton, 1962), 35.

    9. Earnest Gordon, A. J. Gordon (London: Hodder & Stoughton, 1897), 191.

    10. Phyllis Thompson, D. E. Hoste (London: China Inland Mission, n.d.), 158.

    11. A. E. Thompson, The Life of A. B. Simpson (Harrisburg: Christian Publications, 1920), 204.

    12. H. C. Lees, St. Paul’s Friends (London: Religious Tract Society, 1917), 11.

    13. A. W. Tozer, Let My People Go (Harrisburg, Pa.: Christian Publications, 1957), 36.

    14. S. P. Carey, William Carey (London: Hodder & Stoughton, 1923), 256.

    15. Lettie B. Cowman, Charles E. Cowman (Los Angeles: Oriental Missionary Society, 1928), 269.

    16. Mrs. Hudson Taylor, Pastor Hsi (London: China Inland Mission, 1949), 164, 167.

    17. Марк Кларк (1896–1984) во время Второй мировой войны был генерал‑лейтенантом вооруженных сил США. Под его командованием во время Итальянской кампании находилась Пятая армия, а во время вооруженного конфликта в Корее он командовал всеми соединенными силами ООН.

    18. George Adam Smith, The Book of Isaiah (London: Hodder & Stoughton, n.d.), 229.

    19. James Burns, Revival, Their Laws and Leaders (London: Hodder & Stoughton, 1909), 311.

    20. World Vision, February 1966, 5.

    Глава 10

    Превыше всего

    Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости… и избрали Стефана, мужа исполненного веры и Духа Святого…

    Для того чтобы осуществлять духовное руководство, нужны люди, исполненные Духом Святым. Другие качества тоже важны, но быть исполненным Духом просто необходимо. Книга Деяний – это история тех, кто основал церковь и руководил миссионерским движением. Вовсе не случайно, что самым главным условием даже для тех, кто не занимал ведущих должностей в ранней церкви, было то, чтобы они были «исполнены Святого Духа». Эти служители должны были отличаться также честностью и справедливостью, но в первую очередь – своей духовностью. Можно обладать ясным умом или выдающимся искусством управления людьми, но бездуховности невозможно стать настоящим духовным руководителем.

    За всей занятостью апостолов стояло действие Духа Святого, совершающего Свой труд. Его работу по управлению церковью, Его ведущую роль в разработке плана распространения Евангелия трудно не заметить. Дух не наделяет властью светских или плотских руководителей: даже если труд сам по себе не подразумевает никакого духовного учения, для исполнения его необходимы служители, исполненные Святым Духом и руководимые Им. Избрание руководителей для Царства не должно опираться на мирскую мудрость, финансовое состояние или социальное положение. Главное условие – духовность. Когда церковь или миссионерская организация следует определенному списку качеств, необходимых руководителю, она тем самым отстраняет от руководства Святого Духа. Такое поведение оскорбляет и угашает Духа Святого, и результатом этого может стать духовный голод и духовная смерть для тех, кто так поступает.

    Избрание руководителей без учета критерия духовности всегда приводит к недуховному руководству Пирсон сравнил такое положение с крупной корпорацией, которой необходимо избавиться от своего главного администратора. Постепенно ключевые должности в совете и среди директоров занимают те люди, которых не устраивает политика их шефа. Незаметно они препятствуют выполнению его приказов, расстраивают его планы и всячески разрушают его политику Там, где ранее главный администратор встречал поддержку и желание сотрудничать, теперь его ожидают безразличие и бездеятельность, пока в конце концов он не увольняется со своего поста, будучи совершенно неспособен более управлять корпорацией 1 . Сходным образом, назначение руководителей со светским или материалистическим мировоззрением не позволяет Святому Духу заботиться о духовном росте общины.

    Святой Дух никогда никем не управляет против его или ее воли. Когда руководящую должность занимает человек, которому недостает духовной пригодности к труду вместе с Ним, Святой Дух просто отходит в сторону, предоставляя ему претворять в жизнь свои собственные планы, в соответствии со своими стандартами, но без помощи Духа. Неизбежным результатом этого становится недуховное руководство.

    Церковь в Иерусалиме прислушалась к проповеди апостолов и избрала семерых служителей, обладающих этим единственным необходимым качеством. Благодаря их труду, исполненному Духом Святым, церковь получила великое благословение: те, кого выбрали, чтобы распределять пищу и заботиться о земном, вскоре уже проявили себя как посланники Духа, распространяющие небесные благословения. Стефан стал первым мучеником ради Христа, и его смерть сыграла важную роль в обращении апостола Павла. Филипп стал евангелистом, и его Дух использовал, чтобы начать в Самарии великое пробуждение. Руководители, верные в использовании и развитии своих даров, подготавливают путь более значительным свершениям и большей эффективности в служении.

    Книга Деяний ясно показывает, что руководители, оказавшие значительное влияние на христианское движение, были исполнены Духом. О Том, Кто повелел Своим ученикам ожидать в Иерусалиме силы свыше, написано, что Он Сам был помазан «Духом Святым и силою» (Деян. 10:38а). Те сто двадцать учеников, что находились в горнице, тоже «исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4а). Петр исполнился Духа Святого, обращаясь к синедриону (Деян. 4:8). Стефан, будучи исполнен Духа Святого, свидетельствовал о Христе и умер мученической смертью (Деян. 6:3–5; 7:55). Павел начал свое необыкновенное служение и продолжал его, будучи исполнен Духа Святого (Деян. 9:17; 13:9). Варнава, спутник в миссионерских путешествиях Павла, был исполнен Духа Святого (Деян. 11:24). Мы проявим удивительную слепоту, если не заметим очевидную необходимость этого качества для духовного руководителя.

    Эти первые руководители церкви были чувствительны к водительству Духом Святым. Поскольку они предали свою волю Святому Духу, они с радостью повиновались Его указаниям и следовали Его подсказкам. Филипп оставил Самарию, где как раз полным ходом шло великое пробуждение, и пошел в пустыню, но какого замечательного новообращенного он таким образом привел к Христу (Деян. 8:29–39)! Дух Святой помог Петру преодолеть свои предрассудки и пойти к Корнелию, что привело к благословению языческого мира (Деян. 10:9–23; 11:1–18). Дух призвал Павла и Варнаву и отправил их в качестве первых миссионеров церкви (Деян. 13:1–4). Павел в течение всей своей активной жизни повиновался Святому Духу, когда Он либо побуждал его к чему‑то, либо удерживал от определенных действий (Деян. 16:6–8; 19:21; 20:22). Руководители церкви в Иерусалиме подчинялись Духу. «Угодно Святому Духу и нам», – так озвучивало собрание руководителей свои решения (Деян. 15:28).

    Святой Дух вступился, когда необходимо было донести Евангелие до язычников. Величайшей целью Святого Духа является миссионерский труд. Не должны ли и мы преследовать ту же цель?

    В то самое время, как я пишу эти строки, Святой Дух трудится в азиатских церквах, наделяя служителей новым видением и пробуждая в них горячее желание служить. Например, церкви в Японии направили своих миссионеров во многие уголки земли: от острова Тайвань до Бразилии. В то время как число североамериканских и европейских миссий остается неизменным, небесный Стратег пробуждает азиатские церкви, помогая им выполнять свои миссионерские обязанности. Буквально только что более чем три тысячи христиан третьего мира последовали Божьему призыву к миссионерскому труду.

    Павел разъяснял руководителям церкви в Эфесе, как следует относиться к своей должности: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (Деян. 20:28а). Эти руководители занимали свои посты не благодаря апостольской избранности или общему голосованию, но благодаря назначению свыше. Отчитывались они не только перед церковью, но и перед Духом Святым. Какую замечательную уверенность, какое ощущение своей ответственности, какой духовный авторитет приносило им и продолжает приносить нам такое учение!

    Как бы смогли апостолы справиться со стоящей перед ними сверхчеловеческой задачей без этого исполнения Духом Святым на празднике Пятидесятницы? Им необходимо было сверхчеловеческое могущество, чтобы вести непримиримую борьбу против дьявола и ада (Лк. 24:49; Еф. 6:10–18).

    Быть исполненным Духом Святым попросту означает, что христианин добровольно отдает свою жизнь и свою волю Святому Духу. Благодаря вере личность верующего наполняется Духом, и затем Он начинает вести христианина и управлять им. Слово «исполнить» означает не «наполнить безразличный сосуд», а «взять на себя руководство разумом». Это значение слова мы находим в Евангелии от Луки: свидетели чуда, сотворенного Иисусом, были «исполнены страха» (Лк. 5:26). Когда мы просим Духа Святого исполнить нас, Он с удивительной силой и энтузиазмом овладевает нашей жизнью.

    Быть исполненным Духом Святым означает быть управляемым Духом. Разум, эмоции, воля и физические возможности руководителя‑христианина становятся доступны Святому Духу, так что Он использует их и направляет на верный путь. Под началом Духа Святого природные дарования руководителя развиваются до высшей степени, благословляются для достижения святой цели. Через труд ныне не угашенного и не оскорбленного Святого Духа все плоды Духа в жизни руководителя начинают расти. Его благовестив становится более успешным, служение более стабильным, свидетельство более убедительным. Любое истинное христианское служение не что иное, как проявление силы Духа Святого через верующих, послушных Ему (Ин. 7:37–39).

    Если мы притворяемся, что мы исполнены Духом, или удерживаем свое желание полностью подчиниться руководству Духа Святого, мы сами себя ставим в ту сложную ситуацию, от которой предостерегает Э. У. Тозер:

    Ни один человек, чьи чувства навыком приучены к различению добра и зла, не может не огорчаться, наблюдая ревностные души, стремящиеся исполниться Духом Святым, и в то же время продолжающие жить в состоянии нравственной беспечности, граничащей с грехом. Любой, в ком обитает Дух Святой, обязан исследовать свою жизнь на предмет скрытого беззакония. Он должен очистить свое сердце от всего, что не согласуется с характером Бога, открытым в Священном Писании… Не может быть снисхождения к злу, нельзя просто отшутиться от того, что ненавидит Бог 2 .

    Исполнение Духом Святым жизненно важно для духовного руководителя. И каждый из нас настолько исполнен Духом Святым, насколько мы сами по‑настоящему хотим этого.

    Духовные дары

    Христиане во всем мире обладают духовными дарами, которые еще не раскрыты или не используются. Руководитель обязан помогать в определении этих даров на служение Царству, развивать их, распределять их возможности. Одна только духовность еще не делает руководителя таковым, у него также должны быть природные таланты и дары, полученные от Бога.

    В нашей войне со злом необходимо сверхъестественное снаряжение, которое дал нам Господь в виде духовных даров церкви. Чтобы духовные дары использовались эффективно, они должны быть обогащены духовной благодатью.

    Очень часто, хотя и не всегда, Святой Дух дает руководителю‑христианину именно те дары, которые замечательно соответствуют его характеру и личности. Самьюэл Чедвик, известный методистский проповедник, однажды сказал, что, когда он сам был исполнен Духом Святым, он получил не новый ум, но новое мышление; не новое наречие, но новую действенность в том, что он говорил; не новый язык, но новую Библию. Природные способности Чедвика получили развитие, в них была вложена новая жизнь, новая сила.

    Появление в жизни христианина духовных даров не исключает природные дарования, но совершенствует и поощряет их. Новое рождение в Иисусе Христе не меняет природные качества, но, будучи помещены под руководство Святого Духа, эти качества приобретают новую действенность. Зачастую обнаруживаются скрытые возможности.

    Любой, кто призван Богом к духовному руководству, может быть уверенным в том, что Дух Святой наделил его или ее всеми дарами, необходимыми для того служения, которое надо нести в данный момент.

    Примечания

    1. А. Т. Pierson, The Ads of the Holy Spirit (London: Morgan & Scott, n.d.), 63. Артур Таппан Пирсон (1837–1911) был проповедником, писателем и миссионерским оратором, принимавшим участие в подготовке Библии с комментариями Скоуфилда (Scofield Reference Bible) в качестве консультанта.

    2. D. J. Fant, A. W. Tozer (Harrisburg: Christian Publications, 1964), 73, 83.

    Глава 11

    Молитва и руководство

    Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков.

    Духовный руководитель в том, что относится к молитве, должен идти впереди всей церкви. И все же даже самый опытный руководитель сознает, что в молитвенной жизни развиваться можно бесконечно. И никогда он не будет чувствовать, что «уже достиг». ДеканС. Дж. Воган однажды заявил: «Если бы мне захотелось кого‑нибудь поставить на свое место, я бы спросил его о том, как у него обстоят дела с молитвой. Я не знаю ни одной темы, способной сравниться с этой по количеству горестных признаний».

    Молитва – это самый древний, самый универсальный и самый интенсивный способ выражения религиозных чувств. Это и простые слова, исходящие из уст ребенка, и возвышенные моления престарелых. И те, и другие достигают небесного престола. Молитва поистине является дыханием и родной атмосферой христианина.

    Но, как это ни парадоксально, многие из нас находят, что молиться довольно трудно. Мы не испытываем естественного восторга, приближаясь к Богу. Зачастую мы лишь на словах признаем силу молитвы и удовольствие от нее. Мы называем молитву необходимым атрибутом жизни верующего, мы знаем, что Писание призывает к молитве. Однако очень часто мы просто не молимся сами.

    Давайте постараемся найти ободрение для себя у тех святых руководителей, кто преодолел врожденное нежелание молиться и стал чрезвычайно силен в молитве. О Самьюэле Чедвике писали:

    Он был в высшей степени мужем молитвы. Каждое утро вскоре после шести он уже был на ногах, и у него была небольшая комната, которую он превратил в уединенное святая святых, где он проводил время с Господом, прежде чем позавтракать. В присутствии людей он молился с такой силой именно потому, что был постоянен в уединенной молитве Богу… Когда он молился, он ожидал от Бога действий. «Я сожалею, что молился недостаточно, – писал он в конце своей жизни, – лучше бы я меньше трудился, но молился больше; и в глубине души я сожалею, что молился не так хорошо, как хотелось бы» 1 .

    «Когда я приступаю к молитве, – признавался один известный христианин, – мое сердце очень неохотно идет к Богу, а затем с большой неохотой остается с Ним». Здесь вступает в дело самодисциплина.

    «Когда вы чувствуете совершеннейшее нежелание молиться, не поддавайтесь ему, – советует он, – но приложите все усилия и все же молитесь, даже если кажется, что вы неспособны молиться».

    Совершенствование искусства молитвы, как и все остальное, требует времени. То количество времени, которое мы этому посвятим, будет определять, насколько большое значение мы придаем молитве. Для того, что нам важно, мы всегда находим время. Самой распространенной отговоркой тех, кто мало времени проводит в молитве, является список того, что необходимо выполнить – всех наших дел и обязанностей, заполняющих весь день. Для Мартина Лютера каждый дополнительный груз обязанностей был достаточной причиной для того, чтобы молиться больше, а не меньше. Взгляните только на то, как он описывает свои планы на следующий день: «Работа, непрерывный труд с раннего утра до позднего вечера. Вообще, мне нужно так много сделать завтра, что первые три часа я посвящу молитве».

    Если Мартин Лютер молился, хотя был так занят, то и мы на это способны.

    Попробуйте точно описать, как действует молитва, и вы тут же столкнетесь с рядом очень сложных загадок. Но люди, скептически настроенные по отношению к действенности молитвы, обычно оказываются именно теми, кто несерьезно относится к практике молитвы или не склонен повиноваться Богу, когда Он открывает Свою волю. Мы не сможем понять, что такое молитва, если только не будем молиться. Ни одна философия никогда не учила молиться. Вопросы о природе молитвы, связанные с рассудком, решаются в результате радости отвеченной молитве и более близким взаимоотношениям с Богом.

    Руководитель‑христианин, стремящийся найти образец для подражания, поступит верно, обратившись к примеру Самого Иисуса. Наша вера в необходимость молитвы исходит из наблюдения за Его жизнью. Несомненно, если бы кто‑нибудь мог провести жизнь самостоятельно, без молитвы, то это был бы Сам Божий Сын. Если бы молиться было глупо, Иисус не стал бы тратить время на молитву. Но постойте! Молитва была важнейшей отличительной характеристикой Его жизни и постоянной частью Его учения. Благодаря молитве Его нравственное видение оставалось ясным и незамутненным. Молитва давала Ему мужество исполнить совершенную, но нелегкую волю Своего Отца. Молитва проложила путь Преображению. Для Иисуса молитва была не просто дополнением к жизни, от которого можно быстро отвязаться, но обязанностью, приносящей радость.

    В Евангелии от Луки мы находим общее замечание, проливающее свет на ежедневную жизнь Господа: «Но Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16). Здесь сказано не об однократном событии, но о многих случаях, которые евангелист описывает в одной фразе. Искать уединения для молитвы было в обычае у нашего Господа. Когда Он уходил от людей, то, как правило, забирался достаточно далеко в необитаемые места – Он уходил в пустыню. Для наблюдателей того времени было довольно странно, что Тот, у Кого было столько могущества, столько духовной силы, считал необходимым для Себя постоянно прибегать к источнику силы, чтобы обновить Свой усталый дух. Для нас еще более удивительно то, что Он, Князь Жизни, Вечное Слово, Единородный Божий Сын, в смирении падал ниц перед троном Божьим, в молитве прося благодати для помощи во время нужды 2 .

    Христос целые ночи проводил в молитве (Лк. 6:12). Нередко Он вставал до рассвета, чтобы ничто не помешало Ему общаться с Отцом (Мк. 1:35). Величайший поворотный пункт в Его жизни и служении начался с того, что Он подолгу особенно ревностно молился, как и записано в Евангелии от Луки: «Он уходил в пустынные места и молился» (Лк. 5:16). Эти слова свидетельствуют о том, что для Иисуса это было нормой поведения, заведенным порядком. Словом и собственным примером Он наставлял Своих учеников, показывая им важность уединения в молитве (Мк. 6:46 – сразу после насыщения пяти тысяч людей; Лк. 9:28 – перед Преображением). Для того, на ком лежит ответственность избрания коллектива для выполнения определенного духовного служения, блестящим примером будет Сам Господь, Который всю ночь провел в молитве, прежде чем избрать Себе апостолов (Лк. 6:12).

    Как наш Господь, так и Его раб апостол Павел совершенно ясно указывали на то, что истинная молитва – это не задумчивая мечтательность. «Любая искренняя молитва истощает жизненные силы человека. Истинное ходатайство – это жертва, истекающая кровью», – писал Дж. Г. Джоуэтт. Иисус совершал чудеса без видимых признаков напряжения, но «с сильным воплем и со слезами» приносил «молитвы и моления» (Евр. 5:7).

    Порой наши молитвы слабы и невзрачно выглядят на фоне молитв Павла или Епафраса. «Приветствует вас Епафрас… всегда подвизающийся за вас в молитвах», – пишет Павел (Кол. 4:12а). И в том же послании он заявляет: «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас» (Кол. 2:1а). От греческого слова, переведенного в данном отрывке как «подвиг», происходят такие слова, как «агония», «агонизировать». Это слово используется для обозначения того, кто усердно работает до полного истощения (Кол. 1:29), или того, кто участвует в легкоатлетических соревнованиях, чтобы завоевать приз (1 Кор. 9:25). Оно также используется для описания солдата, сражающегося за свою жизнь (1 Тим. 6:12), или человека, делающего все, чтобы спасти своих друзей от опасности (Ин. 18:36). Истинная молитва – это усердное духовное упражнение, требующее величайшей умственной дисциплины и сосредоточенности.

    Нас может вдохновить тот факт, что Павел, который, скорее всего, не имеет среди людей равных себе по части молитвы, признался: «Мы не знаем, о чем молиться, как должно». И после этого он поспешил добавить: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26,27). Дух присоединяется к нам в молитве и вкладывает в наши просьбы свои.

    Всем христианам следует больше учиться искусству молитвы, и Святой Дух – лучший учитель. Помощь Духа в молитве упоминается в Библии чаще, чем Его помощь в любой другой ситуации. Все истинные молитвы приносятся благодаря труду Духа в нашей душе. Как Павел, так и Иуда указывают, что самая действенная молитва – «молитва в Духе». Это означает, что мы молимся в том же направлении, о тех же вещах, тем же именем, что и Дух Святой. Истинная молитва возносится в духе христианина благодаря обитающему в нас Духу.

    Молиться в Духе важно по двум причинам. Во‑первых, мы должны молиться в сфере Святого Духа, поскольку Он – окружение и атмосфера жизни христианина. Это нам зачастую не удается. Многие молитвы скорее являются психическими, умственными, нежели духовными, они происходят только в сфере разума, становясь результатом наших собственных мыслей, а не того, чему учит нас Дух. Но настоящая молитва гораздо глубже. Она использует физические возможности тела, требует обязательного сотрудничества разума, происходит в сверхъестественной сфере Святого Духа. Такая молитва по‑настоящему имеет вес в духовной сфере, на небесах.

    Во‑вторых, нам следует молиться с силой и энергичностью Духа Святого. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:18). Поскольку задача у молитвы сверхчеловеческая, и силы для нее нужны такие, что превышают человеческие возможности. У нас есть Дух силы, так же как и Дух молитвы. Вся энергия людских сердец, умов и человеческой воли может принести чудесные человеческие результаты, но молитва в Духе Святом высвобождает сверхчеловеческие возможности.

    Дух Святой рад помогать нам в молитве. Мы можем рассчитывать на Его помощь в преодолении каждого из трех наших главных препятствий для молитвы. Иногда от молитвы нас удерживает грех в нашем сердце. Когда мы укрепляемся в доверии Богу и смирении, Дух Святой приводит нас к крови Христа, очищающей всякий грех.

    Иногда, по причине немощи тела, мы чересчур привязаны к земным, житейским понятиям. Мы можем заболеть или чувствовать себя нездоровыми, мы бываем слабы. Дух вселяет жизнь в наши тела и делает нас способными превозмочь слабость, даже когда она вызвана знойным тропическим климатом.

    Кроме этого, будто бы этих трех помех в молитве недостаточно, духовному руководителю еще приходится в молитве противостоять сатане. Сатана будет стремиться вызвать у него сомнение или разочарование, подавленность, помешать его общению с Богом. В Духе Святом у нас есть небесный союзник в борьбе против этого сверхъестественного врага.

    Для духовного руководителя молитва в Духе должна стать частью его ежедневной жизни. Стремимся ли мы порой жить независимо от Духа? Бывает ли так, что мы не видим полноценного ответа на молитву? Мы можем целый день читать о молитве, но испытать на себе лишь только малую часть ее силы, тем самым препятствуя развитию нашего служения.

    В Библии молитва часто отождествляется с духовной войной. «Потому что наша брань… против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). В сражение во время молитвы вовлечены три личности. Христианин, когда молится, находится между Богом и сатаной. Хотя сами по себе христиане могут быть слабы, но в борьбе между драконом и Агнцем они играют важную роль. Молящийся христианин не обладает никакой личной властью или могуществом – у него есть только власть, данная ему одержавшим победу Христом, с Которым преданный христианин соединен верой. Вера подобна связи, по которой победа, одержанная на Голгофе, достигает узников дьявола и выводит их из тьмы на свет.

    Иисус не так сильно был обеспокоен злыми людьми и их проступками, как силами зла, заставляющими этих людей грешить. За отречением Петра и предательством Иуды стояла зловещая фигура сатаны. «Отойди от Меня, сатана», – ответил Господь на бесцеремонный упрек Петра. Вокруг нас множество людей, связанных грехом, пленников дьявола. Наши молитвы должны приноситься не только за них, но и против сатаны, который держит их в качестве своей добычи. Сатану необходимо заставить ослабить свою хватку, и сделать это можно лишь благодаря победе Христа на кресте.

    Поскольку Иисус больше обращал внимание на причину греха, чем на его последствия, то и духовному руководителю следует взять на вооружение такую же тактику молитвы. Кроме этого, руководитель должен знать, как помочь тем, кто рядом с ним тоже участвует в этом духовном сражении.

    В одной замечательной иллюстрации Иисус сравнил сатану с сильным человеком, полностью вооруженным. Прежде чем кто‑либо сможет войти в дом такого человека и освободить пленников, хозяина дома необходимо сначала связать. Только затем можно осуществить успешное спасение заключенных (Мф. 12:29). Что могут означать слова «связать сильного», кроме того, как лишить его могущества с помощью всепобеждающей силы Христа, Который пришел, «чтобы разрушить [аннулировать, привести в неисправное состояние] дела диавола»? И как может это произойти, если не благодаря молитве веры, которая исходит из победы на Голгофе и с ее помощью решает любую данную проблему? Нам не стоит и надеяться на то, что мы сможем освободить кого‑либо из темницы сатаны, если мы прежде не разоружим противника. Бог через молитву открывает Свою святую власть, и мы можем с уверенностью заявлять на нее свои права. «Се, даю вам власть наступать… на всю силу вражию» (Лк. 10:19а).

    Духовный руководитель не оставит без внимания самый эффективный способ воздействия на людей. Широко известно высказывание Хадсона Тейлора: «На человека можно воздействовать одной только молитвой, через Бога». В течение своей миссионерской деятельности он сотни раз доказывал, насколько верно это утверждение.

    Одно дело – верить в доступность такой силы, и другое – пользоваться ей. Людей не так‑то просто сдвинуть с места, гораздо проще молиться о материальных вещах и нуждах, чем иметь дело с упрямством человеческого сердца. Но именно в таких сложных ситуациях и должен руководитель использовать Божью силу, чтобы воздействовать на сердца людей в том направлении, которое он считает Божьей волей. Молитва играет роль ключа к этому сложному замку, который предстоит ему открыть.

    Величайшей честью и привилегией человеческого существа является право сказать Богу «да» или «нет». Людям дана свобода воли. Однако в этом заключается и осложнение. Если с помощью молитвы мы можем воздействовать на поведение других, то не является ли это посягательством на свободу воли? Означает ли это, что Бог в ответ на чью‑то молитву ограничивает свободу выбора другого человека? Такое трудно представить. Но, с другой стороны, если молитва не оказывает влияния на течение событий, то зачем вообще молиться?

    Первое, что следует отметить, это тот факт, что Бог всегда последователен в Своих действиях и не противоречит Сам Себе. Если Бог обещает ответить на молитву, ответ обязательно будет – всегда именно в том виде, который соответствует Его божественной природе, поскольку Бог «Себя отречься не может» (2 Тим. 2:13). Ни одно слово или действие Бога не противоречит другим Его словам или действиям.

    Во‑вторых, чтобы ответить на эти вопросы, важно знать, что заступническая молитва – это Божье повеление. Бог повелел нам молиться, и мы можем быть уверены, что при условии соответствия наших молитв определенным требованиям ответы мы обязательно получим. Бог не видит никакого противоречия между свободой воли и божественным ответом на молитву. Когда Бог повелевает нам молиться «за царей и за всех начальствующих», это предполагает скрытую способность оказывать влияние на то, в какую сторону движется человек и как происходят события. Если же это не так, то к чему молиться? Наша обязанность молиться стоит превыше любой дилеммы, относящейся к результатам молитвы.

    В‑третьих, мы можем знать волю Божью касательно той молитвы, которую мы Ему приносим. Наша способность познавать волю Божью является основой для всех молитв с верой. Бог может ясно говорить с нами через наши разум и сердце. Библия дает нам четкие указания о том, какова воля Бога во всех сферах нашей жизнедеятельности. В нашем сердце живет и трудится Дух Святой, наставляя нас в воле Божьей (Рим. 8:26,27). Когда мы настойчиво ищем воли Божьей касательно нашей просьбы, Дух Святой просвещает наш разум и убеждает наше сердце. Такая уверенность, данная Богом, приводит нас от молитвы с надеждой к молитве веры.

    Когда Бог обременяет чем‑то наши сердца, тем самым побуждая нас постоянно молиться, Он со всей очевидностью собирается ответить на наши молитвы. Однажды Джорджа Мюллера спросили, в самом ли деле он считает, что еще могут покаяться те два человека, за которых он молился более пятидесяти лет. Мюллер ответил: «Вы полагаете, стал бы Бог все это время побуждать меня к молитве за них, если Он не собирался их спасти?» В действительности, оба человека пришли к Богу, один из них – вскоре после смерти Мюллера 3 .

    В молитве мы непосредственно имеем дело с Богом, и только на втором плане – с другими людьми. Задача молитвы – достичь слуха Бога. Молитва движет людьми благодаря воздействию Бога на них. Не сама молитва оказывает влияние на людей, а Бог, Которому мы молимся.

    Молитва движет той рукой,

    Что движет миром,

    Чтобы воздействовать на людей, руководитель должен уметь обращаться к Богу так, чтобы растрогать Его, поскольку Бог ясно показал, что Он движет людьми в ответ на молитвы. Если хитроумный Иаков получил у Богу силу «одолевать человеков», то, вне всякого сомнения, любой руководитель, если он следует Божьим принципам молитвы, может получить такую же силу (Быт. 32:28).

    Действенная молитва, оказывающая влияние на людей, – это результат правильных взаимоотношений с Богом. Библия достаточно прямо указывает на причины, по которым молитвы остаются без ответа, и каждая из причин связана с отношениями верующего и Бога. Бог не станет отвечать на молитвы, исходящие из личных корыстных целей, или же молитвы, исходящие из нечистых побуждений. Если христианин цепляется за грех, он тем самым мешает Богу его слышать. Менее всего склонен Бог терпеть неверие, главный из грехов, поскольку «надобно, чтобы приходящий к Богу веровал» (Евр. 11:6). Во всех наших молитвах самым главным мотивом выступает слава Божья.

    Великие руководители, о которых повествует Библия, были великими и в молитве. «Они были руководителями не потому, что отличались остротой ума, обладали неистощимыми возможностями, врожденными талантами или были прекрасно воспитаны, но лишь потому, что в их распоряжении, благодаря молитвам, была сила Божья» 4 .

    Примечания

    1. N. G. Dunning, Samuel Chadwick (London: Hodder & Stoughton, 1934), 19.

    2. D. M. McIntyre, The Prayer Life of Our Lord (London: Morgan & Scott, n.d.), 30–31.

    3. Джордж Мюллер (1805–1898) был одним из руководителей Плимутского братства, отказавшимся от жалованья, веруя, что Бог, благодаря одной только молитве, восполнит все его нужды. Силой молитвы он основал в Бристоле приют для двух тысяч подростков и в течение семнадцатилетнего мирового турне проповедовал важность молитвы.

    Искусство написания писем занимает очень важное место как в классической, так и в современной культуре Японии.

    Общение посредством писем чрезвычайно характерно для средневековой Японии, о чём свидетельствуют многочисленные примеры из литературы. Например, автобиографический «Дневник эфемерной жизни» («Кагэро: никки»), написанный Митицуна-но хаха и датируемый X веком, изобилует письмами в стихотворной форме, которыми во множестве обмениваются главные герои. Каждое письмо-стихотворение обязательно содержит упоминание о состоянии природы, и этот композиционный элемент характерен также и для современных писем японцев. Зачин вежливого письма - всегда описание природных явлений (флоры, фауны, погоды и т.д.), соответствующих времени написания. Даже в коротеньких электронных письмах друзьям, посылаемых по мобильному телефону, первое предложение, пусть и крохотное, часто бывает о погоде, и это неслучайно. Однако в деловых письмах о погоде распространяться, напротив, не стоит, так как подобное может раздражить адресата, который хочет поскорее вникнуть в суть дела.

    В XII веке в Японии уже существовал особый вежливый стиль письма - со:ро:бун, включающий «сезонные слова» (киго), во множестве почерпнутые из изысканных стихотворных посланий, которыми обменивалась аристократия, и из уже богатой к тому времени литературы.

    В общем, японцы переписывались друг с другом во все века, чем обоснована их приверженность к электронной корреспонденции. Несмотря на то, что этикет электронного послания несколько упрощён по сравнению с рукописным письмом, в ряде случаев, в особенности при обращении к старшему, японцы не пропускают ни единого сложившегося правила написания писем. А для этого существует огромное количество толстых словарей с «сезонными словами», сборников с таблицами вежливого языка, цитатников с излюбленными высказываниями из писем в классической литературе, а также просто пособий по написанию писем, от многотомных до карманных.

    Итак, какие основные правила нужно запомнить при написании письма японцу? Начните с описания погоды и тут же справьтесь о здоровье того, к кому вы обращаетесь. Например: «День и ночь идут дожди. Как Вы себя чувствуете?», «Стоит невыносимая жара. Как Вы поживаете?», «Зацвела сакура. Я рад слышать, что у Вас всё в порядке». При написании на японском, если вы обращаетесь к старшему, необходимо использовать вежливый стиль речи (кэйго), то есть все обращения к адресату, описываемые объекты, к нему относящиеся, упоминания его членов семьи должны быть поставлены в уважительную форму. В японском языке это достигается с помощью префиксов вежливости, составных вежливых форм и специальной вежливой лексики. Существует и пласт самоуничижительной лексики, используемой, например, когда фирма-исполнитель письменно обращается к клиенту-заказчику или при написании писем особо важным персонам - преподавателям, деятелям искусства, людям, оказавшим вам огромную услугу. Всевозможные вежливые обороты неимоверно усложняют процесс написания, так как напоминают добавочный язык в языке. Заканчивать письмо также необходимо несколькими учтивыми фразами в зависимости от содержания письма. Например: «Спасибо за постоянную заботу обо мне», «На этом я прошу позволения завершить своё послание», «Нижайше прошу прощения за то, что оторвал Вас от драгоценных занятий и дерзнул потратить Ваше время» и т.д. Далее следует благопожелание, которое тоже может употребляться в совокупности с упоминанием о погоде: «В это время года часты дожди, будьте любезны, заботьтесь о своём здоровье», «Жару трудно переносить, но я молю о Вашем благополучном состоянии», «Я прошу Вас быть осторожным и заботиться о себе» и т.д.

    Если письмо пишется от руки, то здесь включается ещё дополнительный ряд правил о том, где и как правильно подписывать конверт, куда вписывать оба адреса и т.д. и т.п. Так, на конверте рядом с именем адресата необходимо подписать иероглиф сама (приблизительно «Господину» или «Госпоже»).

    Современная японская молодёжь в своих посланиях друг другу, правда, иногда игнорирует сложившиеся правила, порою опуская даже приветствие, на что старшее поколение обоснованно сетует, говоря, что письмо (или даже электронное сообщение) без приветствия, зачина, концовки и подписи -письмо никому и в никуда. Думается, и русской молодёжи стоит взять это на заметку.

    Короче говоря, если русскому требуется около получаса, чтобы написать предельно вежливое письмо, японцу, в силу всего вышесказанного, необходимо около двух часов. Но зато это будет чуть ли не очередной шедевр эпистолярного жанра.

    Заниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

    У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

    Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

    Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

    Что это писательское мастерство?

    (писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность ) - это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

    Писательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

    Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством , а сами авторы графоманами . Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

    В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

    Применение навыка писательства

    Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

    И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

    Как научиться писать?

    Писательское мастерство является комплексным навыком , состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

    Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

    1. Начитанность и образованность, хорошее воспитание.
    2. Мотивация, сильное желание писать, трудолюбие и усидчивость.
    3. Обширный активный словарный запас.
    4. Грамотность, знание правил русского языка.
    5. Гармонично развитые логический и творческий типы мышления.
    6. Знание жанровых, стилевых и структурных особенностей письменной речи.

    Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

    Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

    В связи с этим возникает вопрос:

    Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

    Как проходить занятия

    В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

    1. Чтобы ничего не упустить, постарайтесь ознакомиться со всеми уроками.
    2. Старайтесь выявить свои основные проблемы и решайте именно их, разбираясь подробнее в соответствующих уроках, выполняя упражнения, следуя нужным рекомендациям.
    3. Важным составляющим элементом каждого урока является практика, поэтому обязательно пробуйте применить полученные знания в своей писательской деятельности.
    4. Проверяйте свои произведения на опытных объективных читателях, которые не будут стесняться сказать, что они на самом деле думают о плодах вашего творчества.
    5. Старайтесь писать постоянно и не забрасывайте это дело, иначе и муза, и хороший слог будут приходить к вам также редко и нерегулярно, как и вы к ним.

    Книги и учебники

    Писательское искусство - это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

    • Стивен Кинг «Как писать книги»
    • Юрий Никитин «Как стать писателем»
    • Умберто Эко «Как написать дипломную работу», а также ряд других произведений
    • Дитмар Розенталь «Сборник упражнений по русскому языку»

    Цитаты писателей об авторском мастерстве

    Для того чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

    Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

    Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

    Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

    Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

    Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

    В межличностных отношениях важен не только разговор, но и переписка, ведь информация, изложенная в текстовом виде, легче воспринимается, ее можно сохранить и обращаться к ней множество раз. В современном мире считается, что написание писем - занятие устаревшее и неактуальное. На самом деле в повседневной жизни люди очень часто обращаются к эпистолярному жанру. Именно поэтому очень важно разбираться в стилях письма и обладать навыками их написания.

    Что такое «стиль»

    Что понимается под стилем в лингвистике? текста, письма - это совокупность определенных языковых средств, с помощью которых человек выражает свою мысль в устной или письменной форме. В русском языке выделяют пять основных функциональных стилей речи:

    • разговорный;
    • художественный;
    • публицистический;
    • научный;
    • официально-деловой.

    Некоторые лингвисты выделяют еще два дополнительных стиля: конфессиональный и эпистолярный. Последний стоит описать более подробно.

    Разновидности писем

    Эпистолярный стиль - это набор языковых приемов, которые используются в написании писем. Его название происходит от греческого слова epistola, что можно перевести как «письменное послание». В той или иной ситуации этот стиль заимствует характеристики основных стилей речи.

    В зависимости от адресата и цели сообщения переписки делятся на несколько видов, или стилей письма:

    • Неофициальный.
    • Официальный (деловой).

    Если цель письма - обмен какой-либо научной информацией, то такая переписка содержит в себе черты научного стиля. Эпистолярный стиль также очень часто применяется в публицистике, когда автор в своем письме может обращается как к конкретному лицу, так и ко всей общественности, призывая к активным действиям.

    Особенности писем

    Характерные признаки у каждого стиля письма различаются, однако есть определенные особенности, которые их объединяют. В составлении любого послания очень важно соблюдать определенную структуру. Необходимо выделить адресата и адресанта, определить их социальную роль. С помощью правильно подобранных для данной ситуации языковых средств как можно более точно и кратко изложить суть послания.

    В зависимости от цели автор писем может использовать различные выражения и устойчивые фразы. Обычно в переписках раскрывается личность и индивидуальность адресанта. В большей степени это выражено в неофициальном стиле письма, когда у автора больше возможностей для использования оригинальных языковых оборотов или иных средств передачи своих мыслей и чувств адресату. Письмо - это не только письменный монолог, иногда в нем присутствуют элементы диалога, например когда автор обращается к получателю. Для эпистолярного стиля также характерно сочетание разговорной и письменной речи.

    Разные стили письма представляют собой различные образцы написания и используют неодинаковые клише. Для достижения оптимального результата и информативности послания полезно знать их композицию и правила написания.

    Структура писем

    Определяющим признаком эпистолярного стиля является композиция. Люди теряются в многообразии видов переписок, что порождает вопрос о том, как написать письмо. Общую структуру всех писем можно свести к следующим элементам:

    1. Начало, уважительное обращание к адресату.
    2. Основная часть, раскрывающая суть послания.
    3. Конец, или заключение, в котором подводятся итоги всему написанному.
    4. Подпись автора и дата написания.
    5. В некоторых случаях постскриптум (P.S), в который помещается дополнительная информация.

    Личное письмо

    Стиль личного письма наиболее интересен и разнообразен. Такие послания - своеобразная страничка дневника, в которой автор выражает свои сокровенные мысли и переживания. Степень их раскрытия зависит от близости отношений между отправителем и получателем.

    Адресатами личных писем, как правило, являются члены семьи, родственники, друзья. Характер таких переписок интимен и строго конфиденциален, личность автора ярко прослеживается на протяжении всего рассказа или исповеди. Это может быть повествование о прошлых событиях, размышления на различные темы, наблюдения или советы. Творческое начало здесь невероятно велико, ведь отправитель располагает огромным арсеналом художественно-выразительных средств. Они помогают более ярко отобразить чувства и ощущения автора по тому или иному поводу, в каком-то роде выполняют функцию мимики при живом общении. Так, личные письма получаются очень эмоциональными и экспрессивными, ведь в них автор очень часто не стесняется в сильных выражениях, иногда даже используя ненормативную лексику.

    У частного послания нет строгих правил написания, кроме тех основных, присущих всем эпистолярным стилям письма. Здесь поощряется свобода авторской мысли, непринужденность и естественность.

    Письма в научной деятельности

    Письма в научной сфере составляются с целью обмена между учеными. Это своеобразный вид научного доклада, адресованный определенному лицу. Для научного стиля письма характерны точность и логичность изложения. Двусмысленная трактовка той или иной информации здесь недопустима, материал должен пониматься однозначно. В достижении этой цели помогает использование тезисов и терминов. Научная информация также должна быть подкреплена неоспоримыми фактами, которые и подтверждают ее подлинность.

    Цели, с которыми создается научное письмо, требуют от него монотонности и сухости изложения. Разумеется, такое послание лишено экспрессивности, объективность в нем играет определяющую роль. Чаще всего изложение материала в научном письме происходит в форме монолога. Авторское начало в таком письме сведено к минимуму. Здесь важно сделать акцент на содержании письма, а не на точке зрения написавшего его. Однако личное мнение отправителя в той или иной степени все же отображается, пусть и неявно.

    Эпистолярный стиль в публицистике

    Основная цель публицистических произведений - с помощью грамотно построенной речи воздействовать на читателя, внушить ему какую-либо мысль или идею. Для достижения этой задачи многие журналисты обращаются к форме письма, которое публикуют в СМИ. Такие послания могут быть двух видов: с адресатом и без. Письмо без определенного получателя предназначено для широкого круга людей. В них на обозрение общественности выносятся актуальные вопросы или события. Есть в журналистике письма, адресованные определенному лицу, например главам государств или другим медийным личностям. Их задача - добиться от влиятельных адресатов решения насущных проблем, требование незамедлительных действий.

    В отличие от научного, публицистический стиль письма более субъективный и противоречивый. Для освещения и оценки происходящих событий публицист умело манипулирует различными выразительными средствами.

    Особенности написания

    Журналисты тщательно отбирают общественно важное событие и всесторонне анализируют его с точки зрения автора письма или его заказчика. Далее выносится определенное суждение и предлагаются варианты решения описываемой проблемы. В составлении такого письма очень важны навыки убеждения, а также знание человеческой психологии. Применяя их на практике, публицисты направляют обсуждение в нужное им русло, тем самым практически не оставляя читателям свободу выбора.

    Официальное письмо

    В системе классификации писем формальный стиль письма занимает особое место. Он применяется в деловых переписках, является межкорпоративным каналом связи. Официальное письмо имеет множество видов, которые выполняют различные функции. Оно также обладает четкой структурой и строгими нормами, от которых не стоит отклоняться. Деловое письмо использует средства, присущие официально-деловому стилю речи. В большинстве случаев такое послание имеет конкретного адресата, например юридическое или физическое лицо.

    Специфика делового стиля письма заключается в его сухом, официальном и однообразном языке. В нем в огромном количестве используются канцеляризмы, штампы, клише и стандартные обороты, а также различного рода сокращения. Информация подается с помощью простых распространенных предложений. Тон официальных писем нейтрален, изложение информации максимально логично и последовательно. Все это способствует решению основной задачи деловой переписки: точно, лаконично и объективно передать конкретное сообщение, лишив его эмоциональной окраски и субъективности.

    Виды официальных писем

    В зависимости от содержания деловые письма делятся на множество видов. Обычно в каждом официальном письме поднимается один вопрос. В случае если необходимо сразу разрешить две и более проблем, несколько видов помещаются в рамки одного послания.

    Различают следующие типы деловых писем:

    • Сопроводительные - письмо с указаниями по отправке документов.
    • Гарантийные - подтверждение и закрепление определенных условий.
    • Благодарственные - выражение благодарности и желания дальнейшего сотрудничества.
    • Приглашения - официальное предложение участия в мероприятии.
    • Поздравительные.
    • Информационные.
    • Рекламные, или предложения о сотрудничестве.
    • Запросы.
    • Извещения.
    • Просьбы.
    • Письмо-ответ.

    Составление делового письма

    Характера правильно? Важно знать и корректно применять законы композиции таких посланий. Прежде всего необходимо определиться с темой письма и его видом. Здесь нужно учесть всю ту информацию, о которой адресат уже знает, и, отталкиваясь от этого, тщательно продумать содержание и приводимые аргументы. Письмо должно быть максимально информативным и логичным, без лишних отступлений и воды.

    Существуют две группы деловых писем: одноаспектные и многоаспектные, или простые и сложные. Одноаспектные послания сжаты и рассматривают только один вопрос. Они обычно не требуют ответа. Многоаспектные письма поднимают несколько проблем, поэтому и более сложны по структуре. Следует подробно рассмотреть их композицию.

    Текст сложного письма состоит из нескольких частей. В первой части указываются мотивы, побудившие автора к написанию послания, приводятся необходимые аргументы. Здесь необходимо ответить на вопрос о том, с какой целью создавалось это письмо. Во второй части автор делает выводы, высказывает предложения, решения затронутой проблемы и просьбы.

    Структуры некоторых видов официальных писем

    Письмо-просьба:

    1. Причина, сформировавшая просьбу.
    2. Сама просьба.
    3. Желаемый результат, выражение благодарности и готовности к сотрудничеству в случае удовлетворения просьбы.

    Письмо-запрос:

    1. Причины важности запроса.
    2. Сам запрос.
    3. Результат в случае выполнения просьбы.

    Сопроводительное письмо

    1. Уведомление о материалах.
    2. Сведения о материалах.

    Письмо-ответ, отклоняющее просьбу

    1. Дублирование ранее изложенной просьбы.
    2. Причины отказа.
    3. Изложение самого факта отказа или отклонения.

    Иногда в письме-ответе приводятся альтернативные пути решения затронутого вопроса.

    В современном делопроизводстве в основном используются одноаспектные официальные письма.

    Оформление письма

    Деловая переписка осуществляется на фирменных бланках для официальных писем. Они должны соответствовать государственным стандартам и содержать следующие элементы:

    • Логотип юридического лица.
    • Название юридического лица (автора письма).
    • Контакты (адрес, номер телефона, электронная почта, сайт).
    • Дата составления письма.
    • Регистрационный номер письма.
    • Отсылка к дате и номеру входящего послания (если это письмо-ответ, например).

    В конце письма отправителем указывается следующая информация:

    • Должность и фамилия с инициалами подписывающего письмо.
    • Должность и фамилия с инициалами составителя (если он не ставит свою подпись).
    • Список приложений (если имеются).

    Помимо соблюдения формальных правил в оформлении большую роль играет бумага (если письмо отправляется обычной почтой). Она будет различаться в зависимости от типа делового послания. Например, для обычного официального письма подойдет простая белая бумага. Для писем-приглашений, поздравлений, благодарностей лучше всего выбрать плотную или тисненую бумагу. Рекламные письма хорошо смотрятся на цветной бумаге.

    Клише и устойчивые фразы

    Правила официального стиля письма требуют использования готовых языковых формул. В различных ситуациях можно использовать следующие конструкции:

    При обосновании причин и мотивов:

    • В связи с отсутствием финансовой помощи...
    • В связи со сложной экономической ситуацией...
    • В порядке проведения совместной работы...
    • В соответствии с Вашим письмом...
    • В соответствии с протоколом...
    • В ответ на Ваше обращение...
    • В подтверждение нашей договоренности...
    • В целях усиления ответственности...
    • На Ваше обращение...

    При составлении письма-просьбы:

    • Просим оказать содействие...
    • Просим выслать в наш адрес...
    • Просим принять участие...
    • Прошу принять меры...
    • Прошу
    • Прошу довести до сведения...
    • Прошу ликвидировать задолженность...

    Для вступления в сопроводительных письмах:

    • Направляем информацию...
    • Возвращаем справочные материалы...
    • Высылаем подписанный с нашей стороны договор...
    • Посылаем справочную литературу... и т. д.

    Письма-подтверждения начинаются так:

    • Подтверждаем...
    • С благодарностью подтверждаем...

    При составлении письма-ответа (неудовлетворение просьбы):

    • Ваше предложение отклоняется по следующим причинам...
    • Направленный в наш адрес проект плана совместных действий изучен. Считаем его неприемлемым по следующим причинам...
    • На Ваше обращение о совместной работе считаем...

    Заключительными словами текста письма могут быть следующие:

    • Убедительно просим направить в наш адрес информацию.
    • Убедительно просим Вас не задерживать ответ.
    • Просим извинить за задержку с ответом.
    • Надеемся, что наша просьба будет выполнена.

    При составлении писем-приглашений:

    • Приглашаем принять участие...
    • Просим направить представителя...

    При составлении письма-гарантии:

    • Оплату гарантируем...
    • Качество изделий гарантируем...
    • Сроки выполнения гарантируем...

    Эти заготовки помогут вам сделать все правильно.