• Почему финские школьники делают меньше домашних заданий, но достигают больших успехов? Почему в российских школах предлагают отменить домашние задания Школа где нет домашнего задания.

    В России довольно регулярно возникает вопрос о необходимости домашнего задания, а также о якобы чрезмерной нагрузке, которой подвергаются российские школьники. Так, по мнению заместителя председателя комитета по образованию и науке Бориса а, они отнимают у современных учащихся слишком много сил. Необходимо дать им больше свободного времени для прогулок на свежем воздухе, поясняет он.

    «В школах во всем мире уходят от домашнего задания, и ничего страшного в этом нет. <...> Домашнее задание — это ненужная сегодня вещь. Мы и так заставляем детей все время находиться в школе или на каких-то занятиях», — рассказал Чернышов .

    Как отмечает депутат, из-за большой учебной нагрузки школьники становятся равнодушны к получению знаний.

    «Они не хотят сидеть над учебниками, корпеть над какими-то работами или заниматься той деятельностью, которая дает очередную нагрузку на их организм. С одном стороны, нужно сделать образование интересным, а с другой — дать возможность отдышаться нашим ребятам, чтобы они могли находить время для того, чтобы поиграть в футбол, провести время на свежем воздухе. Это было бы правильно», — считает Чернышов.

    Парламентарий также отметил, что дополнительная нагрузка помимо занятий в школе — выполнение домашнего задания, а также посещение развивающих секций и кружков — также негативно сказывается на их здоровье.

    Вопрос о чрезмерной нагрузке, которой якобы подвергаются российские школьники, ставится в нашей стране не первый раз.

    Так, в 2013 году учителя одной из московских школ на встрече с президентом Владимиром Путиным предложили нормативно закрепить право учеников добровольно выполнять домашнее задание. Тогда поручил врио мэра Москвы подготовить проект поручений по этой инициативе. Правда, тогда речь шла только о домашнем задании для старшеклассников, у которых практически не остается на него времени из-за усиленной подготовки к поступлению в вузы.

    Всего три месяца на жизнь

    Для большинства школьных систем мира, в том числе и российской, домашнее задание до сих пор является основной формой закрепления пройденного материала.

    При этом Россия не единственная страна, где родители школьников жалуются на непомерные объемы домашнего задания. Например, в Италии в 2016 году один из родителей учеников публично выступил с критикой системы образования, и многие родители поддержали его.

    Итальянец Марино Пейретти выложил в интернет открытое письмо, в котором объяснил, почему его сын не сделал уроки за время летних каникул.

    «Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания.

    Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием.

    В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить», — написал отец ребенка.

    Прочитавшие письмо разделились на два лагеря: одни родители поддержали Пейретти, другие обвинили его в том, что он подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. В том же году испанская конфедерация родителей школьников впервые провела забастовку против домашних заданий: в течение недели родители и школьники не выполняли задания, которые давали им на дом. Кстати, подобная акция проходила во Франции в 2012 году.

    Согласно исследованиям международной (ОЭСР), которая регулярно изучает эффективность школьного образования по всему миру, в 2016 году Россия занимала первое место по объемам домашних заданий. Российские школьники тратят более 10 часов в неделю на выполнение заданий вне школы, говорили результаты исследования. Следующие строчки рейтинга занимали Италия, Ирландия, Польша и Испания, где школьники тратили в среднем около 6-6,5 часов в неделю на домашку.

    Правда, в исследовании участвовали не все страны, поэтому результаты могут быть не совсем объективны. Так школьники в Южной Корее, начиная со средней школы, все свободное время тратят на образование и подготовку к поступлению в престижные вузы. Помимо школы, корейские дети добровольно посещают многочисленных репетиторов, а также выполняют дополнительные задания дома.

    Изменились не школы, а родители

    Сегодня эксперты не выявили однозначной связи между уровнем знаний и объемами домашнего задания. Большинство из них сходится во мнении, что главное в этом вопросе не количество уроков, а их качество и креативность.

    Народный учитель России, директор Центра образования «Царицыно» № 548 в Москве Ефим Рачевский считает, что вовсе отменить домашнее задание в школе нельзя. В наших школах самые длинные в мире каникулы, которые в общей сложности длятся четыре месяца, обращает внимание он. Кроме того, на уроке дети не всегда успевают закрепить пройденный материал, считает педагог. В качестве примера он приводит занятия по английскому языку.

    «В группе примерно 15 человек, в распоряжении учителя есть 40 минут урока. И получается, что на образовательную в среднем, на одного ученика приходится две минуты. За это время что-нибудь сделать практически невозможно. Поэтому домашнее задание, в данном случае, будет носить тренинговый характер. Особенно если оно интересно.

    Например, можно сказать ребенку: «Зайди на сайт «Би-би-си», найди какой-нибудь фильм про черепах и попробуй сделать синхронный перевод». Это задание даст больше, чем 150 уроков английского, вместе взятых».

    Он также отмечает, что домашнее задание выполняет и другую важную функцию, кроме образовательной. Как рассказал Рачевский, несколько лет назад в его школе в порядке эксперимента на две недели отменили домашнее задание для младшеклассников.

    «Родители терпели два дня, три дня. Потом мне позвонил один мой приятель, доктор педагогических наук, его внук тогда учился в нашей школе. Он говорит: «Что ж ты делаешь, мерзавец? Раньше я приходил домой и спрашивал у внука: «Ты уроки сделал? Нет? Ну-ка, садись, делай». А сам смотрю футбол. А теперь я у него спрашиваю, а он мне отвечает: «А нам не задали. Дед, давай сыграем в шахматы». А я, может, хочу футбол посмотреть», — пожаловался доктор педагогических наук. То есть, домашнее задание выполняет еще функцию своего рода няньки», — рассказал Рачевский «Газете.Ru».

    По его словам, самая главная задача домашнего задания — не вызывать у детей отвращения к учебе. Идеальный вариант обучения — когда учитель дает своим ученикам индивидуальное домашнее задание, чтобы вне школы каждый из детей закрепил тот материал, который на уроке усвоил хуже всего.

    Однако, по признанию , мало кто из российских учителей применяет такой индивидуальный подход.

    В отличие от многих других специалистов, педагог уверен: версия о том, что современные школьники загружены домашними заданиями больше своих предшественников — миф.

    Основное отличие нашего времени, считает он, в том, что изменился подход к детскому образованию со стороны самих родителей, которые сегодня «как никогда, связывают благополучие своих детей с тем качеством образования, которое они получат». Современные родители школьников очень хотят вырастить успешных детей, а успех сейчас у многих ассоциируется именно с высшим образованием в самых престижных вузах, считает эксперт.

    «Например в 60-е годы прошлого века около 25% учеников переходили в старшую школу и потом поступали в институты. А сейчас в высшие учебные заведения поступают повально все», — поясняет директор школы.

    Он также обращает внимание на то, что в законе об образовании нет пункта, обязывающего учителей давать детям домашнее задание, поэтому и отменять на законодательном уровне нечего. По его словам, домашнее задание — это привычная технология преподавания в школе, однако она не обязательна по закону.

    При этом существуют ограничения по объему заданий — санитарные правила и нормы, так называемые СанПиНы. Согласно этим рекомендациям, у первоклассников вообще не должно быть домашнего задания, учащиеся 4 и 5 классов могут тратить на выполнение заданий дома не больше двух часов в день, а старшеклассники — не больше трех с половиной часов в день.

    Учителя не любят детей

    Московскому школьнику Богдану (имя изменено) 11 лет, он учится в пятом классе и занимается хоккеем шесть раз в неделю. Раньше он посещал еще и музыкальную школу, но во втором полугодии 4-го класса решил взять там академический отпуск, поскольку не успевал подготовиться к многочисленным экзаменам, которые сдавали все четвероклассники при переходе в среднюю школу.

    Как рассказали «Газете.Ru» родители Богдана, у мальчика практически нет свободного времени между школой, занятиями спортом и домашним заданием. «Спит он у нас в основном в машине, — поделился его отец. — Когда я везу его с занятий домой».

    Несмотря на такую высокую нагрузку, Богдан выглядит вполне довольным и общительным ребенком, а его родители считают, что современным детям необходимо обеспечивать плотный график.

    «Иначе все свободное время он будет сидеть дома за компьютером, — поясняет мама Богдана. — Мы в детстве постоянно гуляли с друзьями во дворах, нас было не загнать домой. А сейчас у современных школьников такой привычки нет, они совсем не проводят времени на воздухе».

    Однако существует и противоположное мнение. Клара Мансурова, председатель общественного движения «Родительская забота», считает, что современным школьникам задают слишком много домашнего задания по каждому предмету, и в итоге они проводят над учебниками дома столько же времени, сколько и в школе.

    «Я думаю, что задание на дом надо уменьшить на 50%, но не отменять. Не всегда учитель может за урок так доступно объяснить тему, чтобы все дети ее поняли. Для того, чтобы полностью отменить домашнее задание, надо сначала поменять учителей», — считает Мансурова.

    По ее словам, есть предметы, по которым вообще не стоит давать домашнее задание — среди них информатика, обществоведение, химия. Будучи кандидатом химических наук, Мансурова уверена, что эту науку можно так раскрыть на уроках, что дети сами заинтересуются ею и захотят посмотреть дополнительные сведения в интернете, энциклопедии или учебнике.

    «Может быть домашнее задание нужно не всем, а только тем, кто не успевает по предмету. Учителю надо тихонечко подойти к такому ученику и посоветовать, что еще почитать и сделать», — поясняет она.

    По словам эксперта, самое страшное в школе — когда на ребенка смотрят как на человека, который обязан подчиняться учителю и выполнять все его задания. В то время, как главная задача школы — помочь ученику найти свое место в жизни и самоопределиться.

    «У нас, к сожалению, в школах почти отсутствует любовь к детям. Ведь эти 11 лет, которые ребенок проводит в школе — главные в его жизни. Учитель должен в первую очередь помочь ребенку понять свое предназначение, ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я? Зачем я?» А вместо этого каждый учитель считает, что его предмет главный».

    Получается, что несчастный ученик практически не успевает жить из-за слишком сильной нагрузки, говорит Мансурова.

    В отличие от Рачевского она считает, что современные дети нагружены гораздо больше советских школьников. При этом Мансурова обращает внимание на то, что это происходит и по вине самих родителей, которые отдают детей в многочисленные внешкольные секции.

    У ребенка должно быть свободное время, когда он может размышлять, считает Мансурова, однако современный школьник не может позволить себе такой роскоши. Только потому, что наши дети маленькие, мы считаем, что мы можем их заставлять и унижать, а пора давным давно начать относиться к детям по-другому, уверена Мансурова.

    Если вы - родитель ребенка школьного возраста, у вас определенно возникают какие-то чувства относительно данного вопроса. Можно услышать разные мнения: «Детям задают слишком много. Это вызывает стресс!» или «Задания на дом очень важны. Они учат детей управлять временем». Так кто же на самом деле прав? Ну, в некотором смысле, все.

    Домашнее задание не является необходимым в начальной школе

    «Для детей, которые учатся в начальной школе, действительно нет корреляции между домашней работой и достижениями, - говорит Дениз Поуп, доктор философии и старший преподаватель в Стэнфордской высшей школе образования. - Во время исследования мы не смогли найти каких-либо работ, подтверждающих наверняка, что домашнее задание учит малышей дисциплине».

    Также Поуп утверждает, что в раннем возрасте дети нуждаются только в двух вещах: свободной игре и чтении на время. «Маленькие школьники учатся сотрудничать и взаимодействовать друг с другом, - отмечает она. - Задание на дом не обязательно может помочь с этим. Даже в спортивной секции, которую ребенок посещает после уроков, взрослый говорит ученику, что он должен делать, как в школе. Детям должна предоставляться возможность самостоятельно выбирать, как распоряжаться своим временем. Это способствует развитию новых процессов в головном мозге. Борьба с ребенком, который не хочет делать домашнюю работу, может стать источником напряженности. В итоге у малыша сформируется неприязнь к учебе».

    Почему школа не откажется от этого?

    Главная причина, по которой в образовании все еще сохранилась традиция давать задания на дом - это желание большинства родителей. Они ожидают, что школа научит детей работать самостоятельно. Кроме того, при помощи домашних заданий налаживается связь между родителями и преподавателем, домом и образовательным учреждением. Это крепкая, годами формируемая система, кажется неразрушимой многим семьям, и именно поэтому она таковой и остается.

    Жизненная необходимость

    «Задание на дом в детском саду просто ужасает. Никто не согласен с этим, - говорит Стефани Доналдсон-Прессман, клинический директор Нового центра педиатрической психологии Англии. - Но я не думаю, что это проблема первого, второго или третьего уровня. Делая домашние задания, дети получают навыки тайм-менеджмента и учатся расставлять приоритеты».

    Доналдсон-Прессман верит в часто цитируемое «правило десяти минут» или «10 минут работы на уровне класса». Она комментирует его следующим образом: «Дети могут рисовать картину вместе с вами или читать книгу. Вы даже можете установить таймер, чтобы контролировать время. Малышам очень важно научиться усидчивости в течение определенного периода времени».

    Задача усложняется в средней и высшей школе

    «Переходя в среднюю школу, мы начинаем видеть связь между домашней работой и достижениями, - говорит Поуп. - Но есть предел. Корреляция исчезает после 90 минут для средней школы и двух часов - для высшей». Также она добавляет: «Наше исследование показало, что занятия, продолжительность которых превышает 3,5 часа, начинают негативно сказываться на здоровье школьников. Проблемы в основном возникают на фоне постоянных недосыпаний. В сочетании со стрессом этот фактор может привести к депрессии».

    «Домашняя работа должна улучшить закрепление тем, затронутых в классе, - говорит Лили Эскелсен Гарсия, президент Национальной ассоциации образования. - Спросите у преподавателей, и они скажут вам, что слишком много учебного времени тратится на проверку знаний школьников, поэтому его просто не хватает на полноценное изложение материала».

    То есть задания на дом часто используются, чтобы наверстать упущенное. Хотя дети нередко начинают делать работу слишком поздно, и поэтому ее проверка занимает еще больше времени.

    Можно ли найти решение?

    Наверное, не совсем. Дебаты по поводу домашнего задания - далеко не новое явление.

    «И дети, и их родители должны знать про существующую проблему. В некоторых школах не хотят признавать, что вопрос необходимости домашних заданий как никогда актуален», - отмечает Поуп.

    Вот два совета для предотвращения домашних дебатов и разговора с учителем вашего ребенка:

    • Сделайте «колесо времени». Начертите круг и отметьте на нем 24-часовую шкалу. Затем распределите все существующее время для определенных задач. Например, 9 часов отведите для сна, 3 часа - для школьных занятий, 2 часа - для отдыха и т.д. Если в распорядке дня недостаточно времени для домашней работы, то, вероятно, его стоит пересмотреть.
    • Подписывайте соглашение. Решите, когда и где будет делаться домашнее задание (к примеру, в 5:30 на кухонном столе). Все, кто подписывают соглашение, автоматически становятся обязанными выполнить его правила.

    В понедельник хочу порассуждать о домашних заданиях наших детей.
    За то время, что у меня дети учились в школе, это был один из самых острых вопросов.

    Нам задавали домашние задания и по ИЗО, и по технологии, по окружающему миру, не говоря уже об огромных объемах задания по русскому языку и математике, английскому!

    И возможно, если бы я не работала в школе, не была бы учителем начальных классов, учителем информатики старшей школы, завучем и директором, я бы поверила в то, что «иначе программу не пройдешь», что «не учителя такие а программа», что «не успеем, не успеем!!!»

    Однако, я все больше убеждаюсь в том, что в тех объемах и количествах, в которых современная образовательная программа предлагает домашние задания, они не столько полезны, сколько вредны.

    И говорить можно не только о том, что у родителей не остается времени на себя. Что дети все вечера тратят, обливаясь слезами. Что семьи уже и забыли, что значит, просто наслаждаться совместными вечерами. Что дома иной раз родители сидят и думают, как подступиться к заданию.. Сколько о том, что задания нужны для актуализации знаний, для того, чтобы формировался навык, а уж ни как не для того, чтобы «успеть пройти программу» или «так положено»

    Мой брат учился в школе им. Римского-Корсакова, где домашние задания не задавались вообще. Только по музыке.

    И он закончил школу. И сдал наравне со всеми ЕГЭ. И никогда не занимался с репетиторами. И поступил бесплатно в Санкт-Петербургскую Консерваторию, которую в этом году благополучно закончил.

    И в настоящий момент имеет канал на Ютубе, который смотрят миллионы. При этом в школе, где он учился, не задавали домашних заданий!

    Я никогда не задавала детям домашние задания по информатике. И всегда мои дети побеждали в олимпиадах, сдали ЕГЭ на высочайшие баллы (от 62 до 98), всегда писали все итоговые тесты по предмету. И дети поступили в ВУЗы.

    Работая в начальной школе, я задавала только короткое упражнение по русскому языку, которое можно выполнить максимум за 15 минут, чтобы поддержать навык письма. И только столбик примеров по математике, чтобы закрепить вычислительные навыки. И это было лучшее, что я могла сделать! Потому что такими заданиями я помогала детям, а не мешала им.

    Именно такая нелюбовь к домашним заданиям, и искреннее непонимание, как так тратить вечер на уроки, и легли в основу курса «Умный ребенок», который я отвела вот уже 11 потоков (а ведь запускали «шутя», где я просто рассказывала как сама решила проблему уроков»
    Мне хотелось показать другим родителям, что может, и должно быть иначе! Что на уроки может максимум уходить 15 минут на предмет. А в начальной школе, лучше, если все уроки займут полчаса.
    И это не миф, это реальность.

    Потому что сейчас дети лишаются детства. Детей все сложнее мотивировать на учебу, потому что мотивировать на то, в чем сам в общем-то не понимаешь смысла, очень сложно.

    Домашние задания нужны?? Да. Но в минимальных объемах. В минимальных количествах.
    Только для того, чтобы они выполнили основную функцию — актуализация знаний ученика. А не обучение по средствам домашних заданий, как это получается в современном мире.

    А как часто я вспоминаю слова моей бабушки, учителя русского языка и литературы! «Если двойки в журнале стоят в строчку — дурак ученик. Если в стоблик — дурак учитель.»
    К сожалению, так часто учителя ставят двойки в столбик, при этом на родительских собраниях тыкают в двойки родителей, говоря, что класс не усвоил тему, потому что безотвественно подходят к домашним заданиям.

    Ау! Очнитесь! Так и хочется закричать. Двойки у всего класса? В столбик? Учитель дурак, а не дети. Уж простите меня, дорогие педагоги.

    Неужели, задавая такие объемы, вы забываете о том, что у детей есть родители, и они так же ходят на работу. И устают. И вечер хотят провести спокойно, всей семьей. А не в криках и слезах из-за уроков.
    Неужели, задавая такое количество упражнений, вам не жалко детей, и вы забываете, что ваши дети так же нуждаются в свободном времени.
    Неужели вы верите в то, что без такого количества заданий, вы не пройдете программу?
    А дети не напишут итоговые работы???

    Не верю. Не верю. Не хочу верить.
    Я сама учитель.
    Я учитель в четвертом поколении, и помню, как читала запоем «Педагогичесчкую поэму» Макаренко. Почему сейчас в педагогических вузах про нее забыли? Почему она перестала быть обязательной к прочтению?
    Почему в педагогический идут те, кто не поступил на юриста или экономиста?
    Почему в педагогическом вузе обучение самое дешевое?
    Почему учителя работают за «баллы»?
    Почему родители отмахиваются от ответственности, и валят все на школу?
    Почему кричат, что задания — это проблема и ответственность детей?

    Эта наша общая проблема. Это наша общая ответственность, И если уже мы создали мир таким, то разве не нам нужно помочь детям в нем выжить? Разве не нам нужно постараться сделать все возможное, чтобы дети не ненавидели школу, и учителей, и уроки? А любили..
    Разве не мы единственные, кто думает о счастье наших детей?

    Разве не так?

    Помогайте детям. Помогайте!
    Тратить 15 минут на предмет во время выполнения домашних заданий — реально. Поставьте себе и детям такую задачу. Сконцентрируйтесь на ней. Изучайте техники эффективного обучения.

    Любите своих детей больше, чем когда либо. Потому что с моментом начала школы, сисемы тотальной оценки, они нуждаются в вашей любви больше, чем когда-либо.

    Хочу сказать отдельное спасибо тем родителям, которые не спихивают вину на школу, не бросают детей в одинокое плавание. И вместе с нами ищут инструменты, которые делают школьные годы более счастливыми и наполненными позитивом! И освобождают время детям на великие дела!

    Вы классные! И вы вдохновляете нас на новые открытия. Вы вселяете в меня веру в то, что домашние задания могут быть не такой уж большой проблемой.
    Вы герои и ваши истории — пример и вдохновение для многих.

    - Здравствуйте, Елена Павловна. Это отец Вовы Иванова. Вы спите?
    - Конечно, сплю! Три часа ночи! Вы почему звоните в такое время?!
    - А потому что мы вот не спим, вырезаем и клеим домашнее задание на тему «Знай и люби родную природу»!

    Известный анекдот, знакомая мизансцена. Ребенок ходит-ходит в школу, а потом бац - вторая смена, домашнее задание до позднего вечера. Рядом раздраженные, уставшие родители, крик, валерьянка, безысходность. С другой стороны, школьная программа объемна, не для всех проста, и это только «прожиточный минимум». Домашняя работа входит в перечень необходимого. Необходимого для того, чтобы ученик всё важное усвоил, запомнил, закрепил, научился управлять собой, наконец. О том, полезна ли «домашка» или скорее нет, рассуждают молодые и заслуженные столичные педагоги, а также ученики московской школы.

    Домашние задания полезны

    Для воспитания характера

    Нелегко представить себе состоявшегося взрослого человека, который не может управлять собой. Для него это проблема - спланировать день, распределить время, заставить себя сесть и сделать то, что нужно. Всё, что остается делать в таком случае, - посещать тренинги по лечению прокрастинации. А всего-то надо было в детстве не лениться - делать домашнюю работу, а не списывать ее.

    «Здесь многое зависит от семьи и возраста ребенка. Если это закладывалось в первом, втором, третьем классе, то в пятом-седьмом появится настоящая самодисциплина, ученик будет понимать, что есть уровни его личной ответственности, и он будет выполнять то, что задано. Чем быстрее ученик справится с заданиями, тем скорее сможет перейти к своим делам, пойти в секцию, в кружок, погулять».

    Андрей Чугунов, учитель истории и обществознания, школа № 1315

    «Воспитание дисциплины и без домашнего задания было бы не менее эффективным. Домашняя работа с этой точки зрения ценна только тогда, когда выполняется самостоятельно. То есть когда родители способны приучить ребенка к тому, что у него есть режим дня, что уроки - его обязанность. А если всё делается под контролем мамы и папы, с их помощью и из-под палки, то это не формирует тех качеств, которые мы стремимся развить, и лишь дает негативное отношение к школе, портит отношения в семье».

    Надежда Ладилова, финалист конкурса «Учитель года­ Москвы – 2016», учитель начальных классов, гимназия № 45

    Для того, чтобы успеть пройти программу

    Требования к образованности выпускников школ растут, мир становится сложнее, информации всё больше. Ну как без технологий из фильма «Матрица» с прямой закачкой знаний в голову успеть одолеть программу современной школы, да еще и на высоком уровне?

    «Я думаю, что в школе делается достаточно, чтобы ребенок без дополнительной нагрузки овладел программой. Если ученик будет внимательным и активным на уроках, то домашнее задание ему не нужно. А тот, кто хочет выйти за рамки урока, сам подойдет к учителю, попросит дополнительное упражнение или обсудит идею проекта».

    Надежда Ладилова

    «Объем материала можно ужать, но при этом изучить тему. Нельзя надеяться на то, что дети пройдут дома большую часть материала, ведь тогда возникает вопрос о моей надобности в классе».

    Андрей Чугунов

    Для того, чтобы лучше усвоить знания

    Мало на что так часто жалуются, как на память, особенно в контексте умственной работы. Лучшее подспорье запоминанию - повторение. Кроме того, у всех мозг «включается» немного по-разному. За академический час учитель не может дать своим ученикам - таким разным - все возможные виды заданий, чтобы каждый приблизился к оптимальному для себя пониманию темы. Зато такими заданиями дети могут заняться самостоятельно дома.

    «Домашнее задание как раз задается для того, чтобы ребенок проработал тему. Дети разные. Как бы учитель ни менял формы работы на уроке, этого всё равно кому-то будет недостаточно. Дома ребенок может перевести информацию в удобный для себя формат. Кому-то нужно больше иллюстраций. Кому-то - больше читать, слушать. Кто-то соберет дома макет чуть ли не из спичек. Мне кажется, что и для перевода информации в оптимальный для ребенка формат, и для повторного прочтения, какого-то нового взгляда на предмет домашнее задание бесценно».

    Сергей Кубышев, лауреат конкурса «Учитель года Москвы – 2016», учитель химии, лицей № 1580

    Для того, чтобы ребенок научился сам осваивать новый материал

    В современной школе всё чаще используется методика «перевернутого» класса, когда дети проходят новую тему дома самостоятельно, а на уроке задают вопросы и отрабатывают сложные моменты. Но даже если не реализовывать модель «перевернутого» класса в полной мере, предложить детям в чём-то не очень простом разобраться самим может быть весьма полезно. Разве не это мы хотим видеть как результат обучения в современной школе - молодого человека, который сам себе лучший тьютор?

    «Я не использую подход „перевернутого” класса, но, бывает, задаю своим ученикам опережающее домашнее задание. Только это что-то творческое, когда ученик будет вынужден обратиться к учебнику либо к интернету, а уже на следующем уроке мы гораздо быстрее и с большей эффективностью разберем данную тему».

    Андрей Чугунов

    Для того, чтобы занять ребенка

    Беспокойный, но неопытный ум, тем более не занятый никаким делом, может быть опасен сам для себя. Улица полна угроз. Гаджеты подключены к интернету, значит, тоже не безупречны в этом плане. Домашнее задание - это не только польза для общего и вполне конкретного развития, но еще и несколько часов спокойствия для родителей, безопасности для ребенка.

    «Неужели есть такая точка зрения? Домашнее задание не должно вредить свободному времени ребенка. Я могу, например, задать мини-исследование, скажем, найти какую-то функцию на улице. К примеру, парабола может быть обнаружена в форме качелей во дворе. То есть учитель способен предложить домашнее задание таким образом, чтобы оно, напротив, мотивировало ребенка пойти гулять, провести время со сверстниками».

    Елена Зинченко, учитель математики, школа № 1788

    «Совершенно не согласен. Ребенок должен бывать на улице, воспринимать её и понимать. Что касается гаджетов, то ими можно пользоваться и дома, во время и вместо выполнения домашнего задания».

    Андрей Чугунов

    Домашние задания вредны

    Потому, что дети перегружены

    Согласно нормам СанПиНа, школьники в старших классах должны справляться с домашним заданием максимум за 3,5 часа. Но всегда ли и у всех ли это получается - вопрос открытый и остродискуссионный. Комик Джордж Карлин в своем выступлении как-то саркастически сетовал на то, что у детей сейчас нет времени просто посидеть на улице с палкой и поводить ей по земле, просто помечтать, подумать ни о чём. Школа, секции, репетиторы, да еще и домашняя работа на несколько часов. SOS, спасите наше детство!

    «В целом я против домашних заданий. И как учитель, и как мама. В существующем ныне виде это лишняя нагрузка на учеников, особенно в начальной школе. Большинство детей после уроков и так не имеют достаточно времени, чтобы свободно погулять во дворе, пообщаться с друзьями. Вся их жизнь после школы расписана буквально по минутам. Вечером уставшие дети приходят домой, где их еще ждет „третья смена“ в виде уроков».

    Надежда Ладилова

    «В прошлом году я с отличием окончила музыкальную школу, занималась скрипкой как основным предметом, а также фортепиано и вокалом. И в принципе, укладывалась по времени. Да, было трудно, но это возможно. Не могу пожаловаться на то, что нам в школе задавали какой-то невыполнимый объем домашнего задания: его было достаточно для того, чтобы проработать материал, а потом заняться своими увлечениями, хобби. И я здесь не исключение. Многие знакомые ребята, которые чего-то хотят от жизни, всё успевают».

    Потому, что все домашние задания можно списать или заказать

    Один из лирических героев Владимира Высоцкого считал лучшей на свете книгой Уголовный кодекс. Многие школьники считают такими книгами «решебники». А еще есть форумы в интернете, репетиторы разных ценовых категорий, которые помогут сделать «домашку», гиперответственные и умные родители. В конце концов, её можно списать у усердного и безотказного одноклассника. Не превращает ли всё это саму идею домашней работы в фарс?

    «Я стараюсь реже задавать домашнее задание из учебника. А если задаю, то объясняю: «Ребята, вы уже взрослые, я прекрасно понимаю, что это всё есть в интернете, но я очень не рекомендую пользоваться им, потому что вы вредите себе». Это что касается алгебры. А если мы говорим о геометрии, то порой «решебник» помогает. Я рассказываю, что если задача никак не поддается, то допустимо открыть книжку с подсказками, посмотреть, как там предлагается подойти к задачке, потом книжку закрыть, отвлечься, а через какое-то время вернуться к делу. Если метод решения отложился в голове, то «решебник» был полезен. Я пятый год работаю в школе и ни разу не сталкивалась с тем, чтобы домашнее задание было под копирку списано».

    Елена Зинченко

    «Да, подобная проблема существует, ответы на домашние задания можно найти в интернете. Но, например, если говорить о Московской электронной школе, то это не так: на данный момент МЭШ содержит авторский контент, и готовых ответов в интернете пока не найти. Это создает определенные сложности ребенку и побуждает его думать, делать задание самому. В целом взять пособие и „гнать“ по нему весь учебный год - это совсем не для меня».

    Андрей Чугунов

    Потому, что учитель все равно не успевает дать обратную связь по домашней работе

    В классе 30 человек (да, с этого трюизма начинается много рассуждений о сложностях школьной жизни). Соответственно, проверка домашней работы одного класса может занять у педагога более двух часов. Но только цифра отметки в электронном журнале или тетради - этого мало. На более-менее сложное, творческое задание ребенку нужна полноценная обратная связь. Даже самый лучший учитель - не Супермен, он не может облететь Землю, чтобы повернуть время вспять и всё успеть, растянув один урок на полдня.

    «Сейчас много ресурсов в сети, помогающих детям сразу получить обратную связь по домашнему заданию. Например, «ЯКласс». Часто использую его для того, чтобы ребята выполняли и проверяли домашнюю работу. Там можно пройти тест и после первой попытки посмотреть свои ошибки, в какой момент они были допущены, проанализировать свои действия. Ну а на второй попытке дети уже могут отшлифовать задание до блеска. А чтобы оценить письменное выполнение задания, опять же есть удобные способы. Например, на уроке дети поменялись тетрадями, взяли ручку другого цвета и проверили друг друга».

    Елена Зинченко

    «Хорошо и правильно подобранные домашние задания всегда проверять в удовольствие. Тесты анализирует компьютер, указывая причины неточности, а я разбираюсь с заданиями творческого характера. При большом количестве творческих работ (олимпиадные, зачетные) я перестраиваю свои планы на день, чтобы всё прочитать и оперативно дать обратную связь».

    Андрей Чугунов

    Потому, что домашние задания подтачивают семейную гармонию

    Добросовестные родители способны практически на всё ради того, чтобы их ребенок получил достойное образование. Некоторые доходят до того, что отдают «домашке» и свободное время, и нервы. Совместные «посиделки» родителей и ребенка за домашним заданием до поздней ночи, зачастую с криком и слезами, становятся классическим сценарием, фактически основным содержанием семейного досуга. Готова ли школа, дав знания, отнять у ребенка и его близких эмоциональное благополучие и покой?

    «Да, вместо того чтобы обсудить с ребенком прошедший день или просто побыть рядом, заняться чем-то приятным, легким, объединяющим, родители должны вместе с ним побеждать общего врага - домашнее задание. И давайте честно признаемся, очень часто это приводит к скандалам в семье, потому что большим запасом терпения наши родители не обладают, да и неудачи ребенка они воспринимают крайне болезненно. В итоге у детей формируются неврозы, появляется стойкая нелюбовь к школе. Ведь трудно любить то, что доставляет столько проблем, да еще и ссорит с самыми родными людьми».

    Надежда Ладилова

    «Если родителю приходится очень много заниматься с ребенком, помогать ему при выполнении домашнего задания, нужно обратиться к учителю, попросить у него помощи. Если ребенок будет каждый раз подходить к педагогу и говорить, что он сам не справился, показывать черновики, то учитель задумается, предложит помощь в преодолении проблем. Сейчас московская школа открыта для родителей, можно свободно прийти к любому учителю и посоветоваться с ним, как быть, если ребенок не успевает. Хороший педагог с удовольствием пойдет навстречу».

    Елена Зинченко

    Согласно Закону об образовании Российской Федерации, дети обязаны выполнять домашнюю работу. С другой стороны, нет ни одного нормативного документа, который бы вменял учителю в обязанность задать домашнее задание и выставить за него оценку. Зато есть нормы о недопустимости перегрузок учеников. Школьники - очень разные «лайнеры»: перегруз для одного будет «детским» весом для другого. Как бы то ни было, за понятием «домашнее задание» может скрываться невероятно много: это и временные затраты (большие или умеренные), и трудоемкость, и степень полезности для каждого конкретного ученика, и, наконец, удовольствие от процесса или хотя бы осознание его важности. Есть дети, которые не делали и, похоже, не будут делать домашнюю работу сами. И есть ребята, убежденные в том, что в их школьных победах «домашка» играет немалую роль. Ну а мы предлагаем вам задуматься - кто прав и почему?

    Слово школьникам

    За

    «На протяжении девяти лет мне удается учиться на отлично, и я считаю, что в большей степени это получалось благодаря регулярному выполнению домашнего задания. Оно помогает закрепить и лучше усвоить пройденный в классе материал».

    Арина, ученица 9 инженерного класса

    Против

    «Думаю, что для старшей школы домашние задания не нужны. Или же так: каждый ученик способен сам определять для себя, нужно ему выполнять что-то дома или же нет. То есть домашнее задание должно быть не обязательным, а именно дополнительным. Еще важна возможность выбирать различные варианты домашней работы. Все воспринимают информацию по-разному. Не всякому поможет конспектирование параграфа или решение типовых задач».

    Данияр, ученик 11 инженерного класса

    текст: И. Толстикова фото: Н. Арефьева, А. Засимова

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О ФОРМАХ И ОБЪЁМАХ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

    1. Общие положения

    1. Домашнее задание – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы обучающихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

    Учителю предоставляется возможность при максимальной нагрузке на уроке осуществлять учебный процесс по ряду предметов без домашних заданий.

    Грамотный подход к объёму, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся.

    При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования:

    Задание должно быть понятно каждому обучающемуся, т.е. все обучающиеся должны точно знать, что делать и как делать (ясность задания);

    Задание должно носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения. Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж или, наоборот, они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер);

    Задание должно предопределять его проверку. При помощи контроля учитель воспитывает у обучающихся старательность, исполнительность и аккуратность в работе (установка на контроль);

    Задание на дом может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным, но всегда с учетом особенностей класса (установка на индивидуализацию заданий);

    Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий);

    Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий);

    Задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности);

    В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного);

    Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для обучающихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения);

    Задания должны включать в себя вопросы, требующие от обучающегося умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях и т. п. (установка на развитие мышления);

    Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык. Задание, контролирующее знания обучающихся, полезнее давать в начале урока.

    Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

    Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается домашним заданием, включающим проработку незаконченного на уроке нового материала и упражнений к нему. Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание.

    Следует помнить, что домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно обучающимся. На уроке учитель должен быть уверен, что обучающиеся знают, что, зачем и как делать дома. Задание должно быть посильным для большинства, не очень простым для сильных обучающихся.

    Перегрузку вызывают и такие задания, о порядке и приёмах выполнения которых обучающиеся не имеют ясных представлений, а также задания, не скоординированные учителем по другим предметам.

    Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей обучающихся предупредит опасность перегрузки.

    Родители и дети должны чётко знать основные гигиенические требования, касающиеся выполнения домашних заданий: организация рабочего места, ритм и продолжительность занятия, сосредоточенность при их выполнении.

    2. Об объёме и времени выполнения домашнего задания

    СанПин 29.12.2010 №189 (для общеобразовательных учреждений) и Письмо Минобразования России от 25.09.2000 года № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» устанавливают обучение детей в 1 классе с соблюдением следующего требования – обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся. В связи с этим в первом полугодии 1 класса категорически нельзя задавать домашние задания (письменные и устные), а во втором полугодии допускается в пределах 1 часа (не более).

    Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов – на выходные дни, всем обучающимся – на каникулярное время.

    В Письме Минобразования РФ от 22.02.1999 № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» указано, что домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со 2 полугодия) – до 1 ч., во 2 – 3 до 1,5ч., в 4 – до 2 ч..

    Для обучающихся 5-9, 10-11 классов домашние задания даются в следующих пределах: в 5 – до 2ч., в 6-8 – до 2,5ч., в 9-11 – до 3,5 ч.

    При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей.

    Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке обучающихся: исключить задания, рассчитанные лишь на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта. Причиной перегрузки может быть и неверный расчёт учителя на умения обучающихся, которых у них на самом деле нет.

    Перегрузку обучающихся могут вызывать:

    Чрезмерно большое домашнее задание;

    Чрезмерно трудное домашнее задание;

    Несформированность у обучающихся умений, необходимых для выполнения определённого вида задания;

    Неумение обучающихся правильно оформить выполненное задание.

    Основная причина перегрузки – объём домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.

    Время, затраченное на выполнение задания по одному учебному предмету, не должно превышать во 2 классе – 20 минут, в 3 и 4 классах – 30 минут.

    Объём домашней работы не должен превышать 30% объёма работы, выполненной в классе. Задания, помеченные особым значком повышенной сложности (*), на дом не задаются.

    3. Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию

    По своему содержанию домашние задания могут быть связаны с материалом одного или нескольких уроков. Они могут включать в себя (как дополнительные задания или как часть основного задания) повторение ранее изученного. В любом случае необходимо придерживаться меры: при наличии достаточного объёма основного задания нецелесообразно перегружать учащихся дополнительными заданиями. Их необходимо давать в том случае, когда это действительно важно: в целях повторения изученного материала, которое необходимо для более ясной работы при изучении нового, или в связи с подготовкой к проверочным работам.

    В качестве домашних заданий могут быть упражнения типа усложненного списывания со вставкой (букв, частей слова, целого слова), расстановкой и объяснением пропущенных знаков препинания, а также разные виды грамматического разбора.

    Разумное чередование разных типов упражнений тренирует все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

    Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.

    Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

    Младшим школьникам можно предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

    Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

    Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

    Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

    Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для школьника инструктажем.

    Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

    В помощь учащимся учитель может предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

    Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

    При выполнении домашних заданий необходимо соблюдать основные гигиенические требования.

    С целью повышения качества и эффективности урока, предупреждения перегрузки детей, необходимо регламентировать норму и объем домашних заданий:

    1. объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке;
    2. норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке;
    3. в случае необходимости дается дифференцированное домашнее задание для закрепления материала, для выполнения его в интересах всего классного коллектива, для развития индивидуальных способностей обучающихся, а также для развития способностей особо одаренных детей, рекомендовать обучающимся в необходимых случаях по ряду предметов творческий характер домашних заданий;
    4. считать домашнее задание одним из важных направлений в развитии навыков ученического самообразования, развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся.

    4. Проверка домашнего задания

    Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные обучающимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность обучающихся к усвоению нового материала. Проверка домашних заданий требует определенной системы: содержание материалов проверки, его объём и последовательность (что и когда проверять); виды и приёмы проверки (какими способами и как проверять):порядок вызова обучающихся (кого и когда проверять). Система проверки обязательно должна предусматривать методику проведения учета знаний и различные его формы, позволяющие охватить проверкой всех учащихся и получить достаточно данных для суждения о знаниях каждого обучающегося.

    Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

    Методика проверки домашней работы обучающихся должна быть чрезвычайно гибкой, а формы её разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым обучающимся домашнего задания, но и степень самостоятельности обучающегося при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

    Выбор формы контроля зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока.

    Возможные формы проверки:

    Фронтальная проверка выполнения упражнения;

    Выборочная проверка письменного задания;

    Фронтальный опрос по заданию;

    Выполнение аналогичного упражнения;

    Взаимопроверка выполнения письменного задания;

    Опрос по индивидуальным карточкам;

    Опрос с вызовом к доске.

    1 класс (со 2 полугодия) – до 1 часа,

    2 класс – до 1,5 часа

    3 класс – до 2 часов,

    4-5 классы до 2 часов;

    6-8 классы – до 2,5 часов,

    9-11 классы – до 3,5 часов,

    Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Необходимо рационально использовать различные способы проверки домашнего задания. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.